Рейтинг@Mail.ru
Зачем американским рыночникам госрегулирование - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем американским рыночникам госрегулирование

Читать ria.ru в
Дзен
Глава Федеральной Резервной Системы (ФРС) США Бен Бернанке до сих пор старательно избегает использовать слова «рецессия» и «спасение от банкротства». Так и не назвав все своими именами, он, тем не менее, 2 апреля признал, что в первом полугодии 2008 года экономику США может ожидать «небольшое сокращение».

Галина Зевелёва (Вашингтон), для РИА Новости.

Глава Федеральной Резервной Системы (ФРС) США Бен Бернанке до сих пор старательно избегает использовать слова «рецессия» и «спасение от банкротства». Так и не назвав все своими именами, он, тем не менее, 2  апреля признал, что в первом полугодии 2008 года экономику США может ожидать «небольшое сокращение». Речь идет об уменьшении валового внутреннего продукта (ВВП), показателя, наиболее точно характеризующего состояние экономики страны. А на днях министр финансов США Генри Полсон представил план мер по усилению регулирования и контроля финансовой системы страны. Фактически, речь идет об усилении роли государства в этой сфере.  Так вопрос ставится впервые за последние 70 лет.

Очевидно, что предложения Полсона возникли не случайно, а во избежание неприятных сюрпризов, подобных тем, что преподнес инвестиционный банк «Беар Стернз» (Bear Stearns), гордость американского финансового мира. Проблемы с ликвидностью крупнейшего банка чуть не привели его к полному краху. Чтобы предотвратить панику на рынке потребовалось экстренное финансирование банка Федеральной резервной системой. А когда стало ясно, что эта мера не помогла остановить кризис доверия среди клиентов и акционеров «Беар Стернз», тонущий банк был продан «ДжейПиМорган» (JP Morgan) по небывало низкой цене - 2 доллара за акцию.

План министра финансов США предполагает, в частности, создание органов, более жестко регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, а также предоставление ФРС полномочий по проверке деятельности инвестиционных банков и фондов, страховых компаний и других финансовых институтов, которые до сих были не подконтрольны федеральным органам. По Полсону, вмешательство ФРС должно допускаться лишь тогда, когда практика банков угрожает стабильности и здоровью всей финансовой системы. На ФРС возлагается роль «органа, обеспечивающего рыночную стабильность» страны в сотрудничестве с другими федеральными регулирующими органами. Генри Полсон предлагает объединить семь ныне действующих в этой области ведомств в три агентства: ФРС, новый институт по регулированию финансов и агентство по защите потребителя и практике бизнеса.

Действующая ныне система регулирования финансовой системы США сложилась в 30-е годы прошлого века. С тех пор возникло много новых видов банковской и инвестиционной деятельности, оказавшихся вне поля зрения регулирующих органов. Именно отсутствие должного контроля над банками и другими финансовыми институтами, по мнению многих американских экспертов, явилось важнейшей причиной нынешнего кризиса ипотечного кредитования, который больно ударил по другим сегментам американского экономики, вползающей в рецессию.

Предложенные ныне меры по регулированию американской финансовой системы носят ограниченный характер и остаются в рамках традиционного для республиканцев взгляда на рынок как механизм, требующий минимального вмешательства со стороны государства. Тем не менее план Полсона - фактически первая за последние 70 лет попытка усиления регулирующей роли государственных органов в финансовой системе США. В последний раз шаги по усилению роли государства в экономике и финансах были предприняты администрацией Рузвельта  в рамках системы мер, направленных на выход из «Великой депрессии» 1929-1933 годов. В ходе осуществления так называемого «нового курса» Рузвельта был, в частности, введен государственный контроль над производством и сбытом продукции, создана система социальной защиты населения, организованы трудовые лагеря для безработных. В ходе кризиса многие банки оказывались без денег, и люди лишались своих накоплений. В целях стабилизации финансов в 1933 году все банки страны были временно закрыты.  Затем примерно три четверти из них возобновили работу под контролем ФРС США. В результате число американских банков существенно сократилось, а объем их активов увеличился. По требованию Рузвельта конгресс принял закон, который гарантировал вклады в случае повторения финансового кризиса.

Кризис 30-х годов по своей глубине и драматичности не сопоставим с нынешними экономическими трудностями, а масштаб вмешательства в экономику тогда был гораздо большим, чем  меры, которые предложил Полсон. Нынешний министр финансов США Полсон подчеркивает, что его план не является ответом на текущие проблемы, а вызван давно назревшей необходимостью привести законодательство в соответствие с нынешним  уровнем развития финансовой системы.

Тем не менее, не случайно, необходимость реформ в этой сфере стала очевидной именно сейчас. Опыт США и других стран показывает, что свободный рынок, возможно, хорош в эпоху благополучного поступательного развития, но может давать сбои в периоды серьезных трудностей. В некоторых случаях только государственное вмешательство способно предотвратить или смягчить экономический кризис. Масштаб такого вмешательства определяется глубиной и характером экономических потрясений. Даже в Америке, стране наименее регулируемого капитализма, при республиканской администрации, наиболее последовательным приверженцем свободного рынка, государство в этом году вынуждено взять на себя более активную роль в экономике, чтобы не допустить депрессию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала