Галина Зевелёва (Вашингтон), для РИА Новости.
Глава Федеральной Резервной Системы (ФРС) США Бен Бернанке до сих пор старательно избегает использовать слова «рецессия» и «спасение от банкротства». Так и не назвав все своими именами, он, тем не менее, 2 апреля признал, что в первом полугодии 2008 года экономику США может ожидать «небольшое сокращение». Речь идет об уменьшении валового внутреннего продукта (ВВП), показателя, наиболее точно характеризующего состояние экономики страны. А на днях министр финансов США Генри Полсон представил план мер по усилению регулирования и контроля финансовой системы страны. Фактически, речь идет об усилении роли государства в этой сфере. Так вопрос ставится впервые за последние 70 лет.
Очевидно, что предложения Полсона возникли не случайно, а во избежание неприятных сюрпризов, подобных тем, что преподнес инвестиционный банк «Беар Стернз» (Bear Stearns), гордость американского финансового мира. Проблемы с ликвидностью крупнейшего банка чуть не привели его к полному краху. Чтобы предотвратить панику на рынке потребовалось экстренное финансирование банка Федеральной резервной системой. А когда стало ясно, что эта мера не помогла остановить кризис доверия среди клиентов и акционеров «Беар Стернз», тонущий банк был продан «ДжейПиМорган» (JP Morgan) по небывало низкой цене - 2 доллара за акцию.
План министра финансов США предполагает, в частности, создание органов, более жестко регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, а также предоставление ФРС полномочий по проверке деятельности инвестиционных банков и фондов, страховых компаний и других финансовых институтов, которые до сих были не подконтрольны федеральным органам. По Полсону, вмешательство ФРС должно допускаться лишь тогда, когда практика банков угрожает стабильности и здоровью всей финансовой системы. На ФРС возлагается роль «органа, обеспечивающего рыночную стабильность» страны в сотрудничестве с другими федеральными регулирующими органами. Генри Полсон предлагает объединить семь ныне действующих в этой области ведомств в три агентства: ФРС, новый институт по регулированию финансов и агентство по защите потребителя и практике бизнеса.
Действующая ныне система регулирования финансовой системы США сложилась в 30-е годы прошлого века. С тех пор возникло много новых видов банковской и инвестиционной деятельности, оказавшихся вне поля зрения регулирующих органов. Именно отсутствие должного контроля над банками и другими финансовыми институтами, по мнению многих американских экспертов, явилось важнейшей причиной нынешнего кризиса ипотечного кредитования, который больно ударил по другим сегментам американского экономики, вползающей в рецессию.
Предложенные ныне меры по регулированию американской финансовой системы носят ограниченный характер и остаются в рамках традиционного для республиканцев взгляда на рынок как механизм, требующий минимального вмешательства со стороны государства. Тем не менее план Полсона - фактически первая за последние 70 лет попытка усиления регулирующей роли государственных органов в финансовой системе США. В последний раз шаги по усилению роли государства в экономике и финансах были предприняты администрацией Рузвельта в рамках системы мер, направленных на выход из «Великой депрессии» 1929-1933 годов. В ходе осуществления так называемого «нового курса» Рузвельта был, в частности, введен государственный контроль над производством и сбытом продукции, создана система социальной защиты населения, организованы трудовые лагеря для безработных. В ходе кризиса многие банки оказывались без денег, и люди лишались своих накоплений. В целях стабилизации финансов в 1933 году все банки страны были временно закрыты. Затем примерно три четверти из них возобновили работу под контролем ФРС США. В результате число американских банков существенно сократилось, а объем их активов увеличился. По требованию Рузвельта конгресс принял закон, который гарантировал вклады в случае повторения финансового кризиса.
Кризис 30-х годов по своей глубине и драматичности не сопоставим с нынешними экономическими трудностями, а масштаб вмешательства в экономику тогда был гораздо большим, чем меры, которые предложил Полсон. Нынешний министр финансов США Полсон подчеркивает, что его план не является ответом на текущие проблемы, а вызван давно назревшей необходимостью привести законодательство в соответствие с нынешним уровнем развития финансовой системы.
Тем не менее, не случайно, необходимость реформ в этой сфере стала очевидной именно сейчас. Опыт США и других стран показывает, что свободный рынок, возможно, хорош в эпоху благополучного поступательного развития, но может давать сбои в периоды серьезных трудностей. В некоторых случаях только государственное вмешательство способно предотвратить или смягчить экономический кризис. Масштаб такого вмешательства определяется глубиной и характером экономических потрясений. Даже в Америке, стране наименее регулируемого капитализма, при республиканской администрации, наиболее последовательным приверженцем свободного рынка, государство в этом году вынуждено взять на себя более активную роль в экономике, чтобы не допустить депрессию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции