На этой неделе тема курения вновь стала одной из обсуждаемых в СМИ. Причиной этого стали два законопроекта, внесенных на рассмотрение в Госдуму. Один из них - о полном запрете рекламы табачных изделий и сопутствующих им товаров, был 2 апреля предложен группой депутатов-единороссов. Этот законопроект направлен на приведение законодательства РФ в соответствие с нормами Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком от 21 мая 2003 года, которая декларирует полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.
Второй законопроект, касающийся курильщиков, Госдума сегодня отклонила. Речь идет о документе, предлагающем штрафовать водителей, курящих за рулем. Законопроект был внесен Тюменским законодательным собранием. Согласно законопроекту необходимо установить штраф в размер 500 рублей за курение водителя во время движения автомобиля. По словам председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, в настоящее время законом о безопасности дорожного движения не предусмотрен запрет на курение водителя, поэтому не может быть законодательно установлено и наказание за это. Но если эта новость благоприятна для водителей, курящих за рулем, то чем обернется запрет рекламы табака вообще для курильщиков? Сможет ли это как-то повлиять на количество курильщиков? Сократится ли их число после возможного принятие этого законопроекта? На эти вопросы РИА Новости ответили эксперты:
Во многих странах такой кричащей и назойливой наружной рекламы как у нас практически не встретишь. Там возникло целое общественное движение, которое боролось против «похищения общественного пространства». Рекламные щиты закрывают виды храмов, городских достопримечательностей. Мы не видим улиц, не видим города... Это большая проблема, и решать ее надо комплексно.
Теперь о табаке. Евросоюз пошел очень грамотным путем, он не просто запретил рекламу табака, но и обязал на табачных пачках размещать очень жестко сформулированную антирекламу курения. Запреты важны, но еще большее значение имеет положительная программа, прежде всего поддержка здорового образа жизни, в том числе и средствами социальной рекламы. Только так можно будет рассчитывать, что будут сформированы новые нормы поведения. Простой запрет рекламы табака - это полумера, а нам нужна пропаганда новых ценностей.