Никита Петров, специально для РИА Новости.
"Корпорация "Иркут" постепенно перейдет на производство не военных, а гражданских самолетов, - заявил президент этой корпорации Олег Демченко. - И основной ее продукцией будет "самолет будущего" - авиалайнер МС-21".
Этот проект, как, кстати, и лайнер фирмы «Гражданские самолеты Сухого» Russian SuperJet-100 (RRJ), входит в Федеральную целевую программу по развитию гражданской авиационной техники до 2015 года. На нее выделено бюджетом 3,5 млрд. долларов. И, по словам Олега Демченко, без такого среднемагистрального узкофюзеляжного самолета, как МС-21 вместимостью на 150-180 пассажиров, Россия может потерять весь научно-технический потенциал своей авиационной промышленности. «Если наша страна не будет делать такой машины, включающей в себя все инновационные возможности отрасли, в том числе перспективные материалы, авионику и двигатели, полностью безбумажное проектирование и международную кооперацию, - сказал он, - об отечественной гражданской авиации можно будет забыть».
Окончательное решение о производстве МС-21 на базе корпорации «Иркут» с участием ОКБ Яковлева было принято в конце минувшего года. В аванпроект - технические предложения или первоначальный этап полномасштабной разработки летающего образца, определяющий возможные варианты его конструктивного облика, а также состав основных элементов, уже вложено полтора миллиарда рублей. В сентябре нынешнего года должен появиться эскизный проект МС-21 и начнется «оцифровка» (создание цифровых проектов) всех составных частей самолета. В 2010-м году должна состояться выкатка его из цеха, а затем и первый испытательный полет.
Почему Россия сделала упор именно на такой авиалайнер? Ответ достаточно прост. Производство широкофюзеляжных пассажирских самолетов давно и прочно освоили такие гиганты авиастроения, как Boeing и Airbus. Соревноваться с их последними разработками, например, с Dreamliner Boeing-787 или аэробусом A-380, вмещающими от 500 до 800 путешественников, что называется, себе дороже. Времени и денег можно затратить много, а превзойти их будет трудно. Почти невозможно. Тем более, что ведущие мировые фирмы тоже на месте стоять не будут.
Другое дело - ниша узкофюзеляжных самолетов на 150-180 пассажиров. Здесь тоже есть конкуренты. Тот же Boeung-737 или А-320 производства фирмы Airbus. Или российские Ту-154, Ту-204, российско-украинский Ан-148. Но пассажирские А-320 постепенно будет сниматься с конвейера, так как Аэробусу нужно место под новые заказы, часть из них, в том числе, и с участием «Иркута», который владеет акциями Аэробуса, будет конвертирована в транспортно-грузовые машины. И к моменту окончания сертификации и взлета МС-21 перестанут выпускаться, как пассажирские. К тому же, «Иркут» обещает сделать МС-21 на 15-20 процентов лучше и экономичнее, чем, например, А-320. Олег Демченко гарантировал так же, что новый самолет будет комфортнее и своих отечественных собратьев.
Что служит основанием для таких утверждений?
Во-первых, то, что в проекте, кроме «Иркута» и ОКБ Яковлева, будут присутствовать и другие фирмы. В частности, ОАО «Компания «Сухой», Таганрогский научно-технический комплекс имени Бериева, знаменитое своими гидросамолетами Бе-200, ОАО «Туполев» и АНТК имени Антонова, а также западные концерны. «Все лучшее, что есть в мировом авиастроении, - сказал Олег Демченко, - мы привлечем к созданию МС-21». Так, кстати, поступили и «Гражданские самолеты Сухого» при создании RRJ, что не только помогло фирме без особых затруднений пройти сертификацию основных параметров лайнера, но и получить твердые заказы, как от российских, так и от зарубежных эксплуатантов авиатехники.
Подготовка технико-технологической базы для разработки и производства МС-21 станет одной из важнейших задач программы международной промышленной кооперации, которая будет внедряться на российских предприятиях при создании «лайнера будущего». В создание такой базы, технологическую модернизацию производства, закупку нового оборудования «Иркут» собирается вложить в ближайшие два года почти 80 млн. долларов. Одновременно на предприятии будет внедряться и новая система менеджмента, соответствующая мировым стандартам. «Без такого подхода, - говорят отечественные авиастроители, - о выходе на международные рынки со своим товаром сегодня не приходится и мечтать».
Во-вторых, на МС-21 должны широко применяться композитные материалы, особо прочные и особо легкие. «Гражданские самолеты Сухого» уже приняли предложение «Иркута» делать для нового лайнера, так называемое, «черное крыло» (крылья из углеводородных материалов, обладающие повышенными эксплуатационными качествами). Но, кроме новой аэродинамической концепции крыла, на МС-21 должна быть установлена новая перспективная авионика, новый высокоэффективный двигатель, расход топлива у которого будет снижен на 25% по сравнению с существующими аналогами, а экологическая безопасность увеличена на 15%. То есть снижены уровень шума и эмиссия вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Правда, какой именно двигатель будет стоять на МС-21, пока вопрос. В августе нынешнего года «Иркут» объявит международный тендер на силовую установку к этому авиалайнеру, и победитель получит заказ на ее производство. Но, и это основное условие, на российских предприятиях. Все механические части самолета и агрегаты, включая корпус, стойки шасси, хвостовое оперение, гондолы двигателей, элероны и прочее будет делаться в России. «Мы станем поддерживать отечественного производителя», - подчеркнул Демченко.
Создание нового проекта пассажирского лайнера свидетельствует о том, что Россия не собирается оставаться производителем только истребителей, штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Она никуда не собирается уходить с рынка гражданской авиатехники.
Вместе с проектом Russian SuperJet-100 новый среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер МС-21 закроет до 80 процентов потребностей российских авиакомпаний в новых пассажирских самолетах для внутренних перевозок, а так же активно поборется за присутствие на международных трассах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции