ВАШИНГТОН, 13 мар - РИА Новости, Алексей Березин. Детальная проверка теплозащитного слоя шаттла "Индевор", которая проводится в случае подозрений на повреждения, скорее всего, не понадобится, сообщил на пресс-конференции после стыковки шаттла и МКС один из руководителей полета Майк Мозес.
По его словам, после анализа информации, полученной при запуске, были опасения, что от внешнего топливного бака отделился кусок теплозащитной пены и нанес удар по носовой части шаттла. Однако, отметил Мозес, позже стало ясно, что кусок пены пролетел мимо.
"Все прошло очень хорошо и детальная проверка, скорее всего, не понадобится. Точно мы решим несколько позже сегодня", - сказал Мозес.
Руководство НАСА стало уделять серьезное внимание даже незначительным повреждениям теплозащитного слоя шаттлов после гибели в 2003 году шаттла "Колумбия" с семью членами экипажа на борту. Тогда, руководство просто не посчитало проблему серьезной, и шаттл буквально развалился над штатом Техас после прохождения через плотные слои атмосферы при посадке. Причиной гибели "Колумбии" стал кусок изоляционной пены, отделившийся от внешнего топливного бака во время старта и повредивший крыло.
Мозес уточнил, что экипаж МКС уже отправил на Землю снимки, полученные при фотографировании поверхности шаттла перед стыковкой - это вторая штатная проверка теплозащитного слоя шаттла. Примерно за час до начала операции по стыковке шаттл выполнил специальный маневр-переворот, во время которого экипаж МКС смог сфоторогафировать космический челнок со всех сторон. При фотосъемке использовались телеобъективы с фокусным расстоянием 400 и 800 миллиметров, уточнил Мозес.
Пока шаттл находится на орбите, повреждения теплозащитного слоя не угрожают безопасности астронавтов. Более того, в случае непредвиденной ситуации они могут перейти на борт МКС. Однако, теплозащитный слой играет важнейшую роль при прохождении шаттла через плотные слои атмосферы, и его повреждение может стать фатальным для шаттла, а следовательно и для экипажа.
По словам Мозеса, несмотря на то, что все идет как запланировано и никаких сбоев не наблюдается, специалистам НАСА все равно приходится интенсивно работать. Так, пресс-конференция началась в начале третьего ночи по времени Вашингтона. Отвечая на вопрос журналистов о том, что, наверное, тяжело работать по ночам, Мозес сказал: "У меня дома дочь, которой три недели, поэтому я и так плохо сплю".