Авдеенко Виктор, главный выпускающий редактор представительства РИА Новости в Украине.
Давняя и, похоже, искренняя любовь, существующая между Россией и Сербией, на прошедшей неделе приобрела, скажем прямо, стратегическое измерение. Сначала Белград отменил визы для россиян, а затем и Москва ответила адекватно на этот шаг, позволив сербам, в случае такой необходимости, путешествовать в Россию без виз.
Учитывая осложнение отношений между Сербией и Евросоюзом из-за позиции последнего по Косово, а также усиление энергетического сотрудничества Сербии с Россией, Белград и Москва, вероятно, не были никогда так близки, как сегодня. Единственное, что, быть может, как-то омрачило отношения двух стран, - это просьба Сербии выдать проживающих в Москве родственников Слободана Милошевича и решительный отказ на эту просьбу со стороны России. Но здесь, вероятно, Белград пошел на такой шаг для того, чтобы обезопасить свои позиции на переговорах с ЕС, которые, безусловно, продолжатся, и, коль скоро, именно Россия отказывается выдавать семью бывшего югославского лидера, у Сербии есть уважительная причина уклониться от неприятной и болезненной для нее миссии сотрудничать с Гаагским трибуналом.
То, что Сербия использует Россию в вопросе Косово в собственных интересах, думаю, в Москве прекрасно понимают. Более того, все заявления по Косово со стороны Москвы пока что лишь заявления и ни к каким конкретным действиям не обязывают. Однако ситуация с беспрецедентным сближением двух братских, но, все же, довольно разных стран, заставляет задуматься.
Задуматься вот о чем: а нет ли планов у двух государств объединиться в одно? Или, хотя бы, создать что-то наподобие союзного государства - благо подобный опыт есть как у России, так и у Сербии?
С первого взгляда такая мысль выглядит абсурдной. Более того, я вовсе не уверен, что подобная идея вообще прорабатывается во властных кабинетах одной и другой страны. Единственное, что мне кажется очевидным, так это то, что такой план исключительно выгоден как Белграду, так и Москве.
Для Сербии объединение с Россией является чуть не единственным шансом сохранить Косово - одно дело, когда его отнимают у маленькой беззащитной страны и совсем другое - когда речь идет о члене Большой восьмерки и Совбеза ООН. Кстати, несмотря на поспешное признание независимости Косово рядом стран, никаких документов, подтверждающих отделение края от Сербии, нет.
Для России принятие в свое лоно Сербии, или, по крайней мере, хотя бы намек на это, может стать пробным шаром в ее новой стратегии внешней политики, которая, по мнению экспертов, обещает быть довольно агрессивной. И, если попытки вернуть на орбиту своего влияния Украину и Грузию или, даже, Белоруссию, воспринимаются не иначе как имперские амбиции, то полюбовный союз со страной, которая никогда не входила в состав СССР или Российской империи, может поставить даже самых опытных геополитиков в тупик.
Если такие попытки будут все же предприняты, безусловно, это спутает карты основных игроков, как в Европе, так и за ее пределами. Россия ничего не смогла сделать, чтобы помешать бомбардировкам Сербии в 1999 году. По сути, и сегодня ей мало что удается сделать для того, чтобы реально помешать отторжению Косово. В этом же случае сторонникам независимости края предстоит вести диалог с Россией как с заинтересованной стороной, при чем у России будет гораздо больше веских оснований для отстаивания своей позиции, чем, скажем, в вопросе Абхазии или Приднестровья. Очевидно, что здесь многое будет зависеть от мнения самих сербов.
Безусловно, такой поворот событий усилит позиции Белграда в его переговорах с ЕС. Брюссель уже сегодня готов пойти на значительные уступки в вопросе европерспектив Сербии. Однако реальная угроза проиграть Балканы России может подтолкнуть чиновников Еврокомиссии к более решительным действиям и подвигнуть их на более щедрые обещания. Это очень хорошо понимают в Сербии.
Отношение к ЕС во многом будет зависеть от того, каким будет новый сербский парламент, который предстоит избрать в связи с отставкой правительства. Если большинство в Скупщине получат сторонники ушедшего в отставку премьера Воислава Коштуницы, который занимает, подстать своему имени, достаточно воинственную позицию по Косово, то сценарий усиления отношений с Москвой может получить интересное развитие. Вместе с тем, если парламент будет лояльным президенту Борису Тадичу, который стремится сохранить хорошие отношения с Брюсселем, Сербия может активизировать диалог с Евросоюзом и выторговать себе выгодные условия интеграции в ЕС.
Таким образом, вырисовывается такая картина, что и для Сербии, и для России постановка вопроса о возможном объединении в одно государства может оказаться весьма полезной. То есть, до самого объединения дойдет едва ли, но дивиденды Москва и Белград получить могут. Россия столь нестандартным шагом заявит о себе как о ключевом игроке в Европе, без которого ни одно мало-мальски важное решение не может быть принято. Сербия же сможет добиться более уважительного к себе отношения и, в перспективе, войти в Европейский Союз, о чем в тайне мечтает, несмотря заявления о прекращении каких-либо переговоров с ЕС из-за Косово. Что касается самого Косово, то его судьба, вероятно, теперь не будет решаться столь форсированными темпами, и, быть может, Сербия войдет в Евросоюз, формально сохраняя свою власть над краем.
Отдельно стоит отметить и то, что такой сценарий выгоден европейцам, поскольку он избавит их от необходимости брать на себя ответственность за создание прецедента одностороннего провозглашения суверенитета, что может привести к дестабилизации на континенте.
Так что в результате выиграют все, кроме, пожалуй, США и косоваров. Вместе с тем, это тоже закономерно, поскольку именно эти две стороны приложили максимум усилий для создания той ситуации, которую мы наблюдаем сегодня.
Подробнее о событиях на Украине - РИА Новости-Украина>>
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции