Эксклюзивное интервью председателя Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) Фаусто Покара (Fausto Pocar, President of the International Criminal Tribunal for the Former Yugoslavia - ICTY) агентству РИА Новости.
- Господин председатель, каковы достижения МТБЮ на сегодняшний день?
- Со времени своего создания в 1993 году Международный трибунал для бывшей Югославии издал обвинительные заключения против 161 человека. Дела в отношение 111 обвиняемых полностью закрыты. Эти люди либо оправданы, либо осуждены. Осужденные приговорены к различным срокам тюремного заключения. Некоторые из них уже отбыли свои сроки. На сегодняшний день остаются незавершенными 50 дел. Причем четверо обвиняемых скрываются от правосудия, 8 человек ожидают начала суда над ними. Что касается остальных, то над 29 идут судебные процессы, а 9 человек подали на апелляцию. С 17 марта число ожидающих суда сократится до 6, потому что начнется процесс над сербами Йовицей Станишичем и Франко Симатовичем.
- Согласно решению ООН, деятельность МТБЮ должна быть прекращена в 2010 году. Что делает трибунал, чтобы выполнить это решение?
- В рамках осуществляемой трибуналом стратегии прекращения деятельности мы стараемся ускорить судебные процессы, как первой инстанции, так и апелляционные. И нам это действительно удалось: число дел, которые сейчас рассматриваются, значительно больше, чем в прошлом. Два года назад около 40 обвиняемых ожидали процесса над ними. Значительное снижение этого числа свидетельствует о коренном изменении ситуации.
Такой прогресс стал возможным, в частности, благодаря внесению измененией в правила процедуры. Например, сейчас судьи могут уменьшить размер обвинительного заключения, удаляя из них пункты, не являющиеся существенными для проведения эффективного процесса.
Судьи также получили возможность в определенных случаях шире использовать письменные свидетельские показания. Кроме того, сейчас используются показания, данные в рамках других процессов, которые проходили ранее. Конечно эти показания должны быть проверены, а новому обвиняемому предоставляется возможность оспорить их. Мы также чаще используем возможности видеосвязи для заслушивания свидетелей, которые не могут приехать в Гаагу по причине состояния здоровья.
Таким образом, мы стараемся быть более эффективными, чтобы избежать затягивания рассмотрения дел. При этом, конечно, всегда соблюдается принцип справедливого судебного процесса.
- Что предпринимается для того, чтобы лица, виновные в военных преступлениях на территории бывшей Югославии, не избежали наказания?
- Важно, что в рамках стратегии завершения деятельности МТБЮ гаагский трибунал и судебные органы возникших на территории бывшей Югославии государств тесно сотрудничают между собой. Ведь тех, кто совершил преступления в бывшей Югославии, значительно больше, чем число лиц, в отношение которых наш трибунал издал обвинительные заключения. Очевидно, что судебным преследованием остальных должны заниматься соответствующие инстанции в странах региона. Поэтому в прошлом году я наладил партнерство и обмен информацией с их властями и судами с тем, чтобы работать вместе, чтобы, когда МТБЮ закроется, местные судебные органы продолжали бы деятельностть в этом направлении.
Согласно резолюции ООН, у МТБЮ есть возможность отослать возбужденные им дела на обвиняемых невысокого ранга назад в судебные инстанции в регионе. На сегодняшний день мы передали одно дело в Хорватию, одно в Сербию и дела, касающиеся одиннадцати обвиняемых, в Боснию.
Мы следим за тем, как там проходят судебные процессы по этим делам. В принципе, у нас есть возможность затребовать их назад, если процессы не будут проходить должным образом. Но до сих пор никаких проблем с ходом процессов не возникало. Однако мы не вполне удовлетворены тем, что происходит потом. Например, возьмем первое переданное дело - дело боснийского серба Радована Станковича. Он бежал из тюрьмы в городе Фоча в Боснии, куда был помещен отбывать срок, к которому его приговорил боснийский суд по военным преступлениям. Мы не удовлетворены расследованием, которое сейчас ведется с целью его ареста.
Есть дела, в отношении которых велось следствие прокурором МТБЮ, но не были изданы обвинительные заключения, потому что решением СБ ООН наш трибунал прекратил издавать обвинительные заключения после 2004 года. Результаты этих расследований переданы властям стран региона, которые, если сочтут нужным, предпримут необходимые действия. Они могут издать обвинительные заключения на основе расследований, проводившихся главным прокурором МТБЮ. И, конечно, они могут продолжить расследования и добавить новые пункты обвинения.
- Прекратит ли МТБЮ в 2010 году свою деятельность, если не будут преданы суду бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич и бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич?
- Сейчас скрываются от правосудия четверо бывших высокопоставленных руководителей, против которых МТБЮ выдвинул обвинения. Помимо Караджича и Малдича, это: бывший президент (в 1992 - 1993 годах) самопровозглашенной Республики Сербская Краина Горан Хаджич и бывший советник по внутренним делам президента Республики Сербской Стоян Жуплянин. Согласно резолюции СБ ООН, руководителей высшего звена мы должны судить сами. Позиция трибунала состоит в том, что он не может закрыться, пока все обвиняемые им лица не будут арестованы и преданы суду. Сейчас мы смотрим, как это обеспечить. Я надеюсь, что четверо остающихся на свободе обвиняемых будут вскоре арестованы. Но, если их не арестуют, я могу себе представить, что для международного сообщества сохранение такой большой структуры, как МТБЮ, в ожидании ареста этих четырех людей, будет сложно. Поэтому мы рассматриваем возможность сохранения, своего рода, уменьшенного трибунала, который начнет активно работать, когда эти люди будут арестованы после формального закрытия МТБЮ в нынешнем виде. У нас будет список судей, которых в таком случае можно будет привлечь к работе трибунала. В СБ ООН этим вопросом занимается специальная группа. Важно, чтобы не возникло впечатление безнаказанности преступников, чтобы скрывающиеся от правосудия лица не решили, что им достаточно отсидеться до конца работы МТБЮ, чтобы избежать суда.
- Есть ли у Вас информация о том, где скрываются Караджич и Младич?
- У меня нет никакой информации о местонахождении ни Караджича и Младича, ни двух других беглецов, кроме той, которая появляется в СМИ. Например, время от времени СМИ сообщают, что Младич находится в Сербии, но неизвестно, насколько достоверны эти сведения.
Когда я выступаю в СБ ООН и перед ГА ООН, я постоянно призываю международное сообщество сделать все возможное для скорейшего ареста этих лиц. Но я не могу сделать что-либо большее, поскольку у трибунала нет полиции и он может лишь рассчитывать на сотрудничество государств. Многие страны, в том числе балканские, сотрудничают с нами. Благодаря этому, были арестованы многие обвиняемые. К примеру, сотрудничество Испании привело к аресту Анте Готовины, Аргентины - к аресту Милана Лукича, сотрудничество России - к аресту Драгана Зеленовича, который скрывался в России, но в итоге был доставлен в Гаагу.
- Чему Вы будете уделять главное внимание в предстоящий период?
- В предстоящий период моей основной заботой будет обеспечение постоянной поддержки работы МТБЮ со стороны международного сообщества. Помимо ареста беглецов, оно может сделать много другого для обеспечения успешного завершения работы трибунала. В частности, я всегда призываю государства совершенствовать деятельность своих судебных органов. Международный суд играет важную роль, когда национальные судебные органы не функционируют, например, по причине вооруженного конфликта, но правосудие не должно навечно переводиться с национального уровня на международный. В конечном счете, ответственность за обеспечение правосудия должны нести государства.
Кроме того, в государствах, возникших на территории бывшей Югославии, необходимо построить современные тюрьмы, обучить службу охраны и полицию. Помощь в этом должно оказать международное сообщество.