НЬЮ-ЙОРК, 10 мар - РИА Новости, Лариса Саенко. В Нью-Йорке в художественном музее Челси открылась выставка российских художников, работы которых были представлены в теперь уже скандально известной экспозиции "Соц-Арт", вызвавшей в прошлом году негодование Минкульта.
"После скандала в Москве, который разжег любопытство по всему миру, работы из противоречивого шоу "Соц-Арт" совершили свое путешествие через Атлантику как часть новой выставки российского галлериста Марата Гельмана", - гласит распространенный в Нью-Йорке пресс-релиз.
Несмотря на то, что интерес публики действительно был разогрет политическим подтекстом выставки, а точнее, скандалом вокруг нее, сам Гельман дистанцировался от мирской суеты.
"Никакого политического подтекста в этих работах нет. Выставка называется "Оттепель" потому, что все эти художники сформировались в 90-е годы, и я рад, что могу показать в Нью-Йорке никакое не политическое, а просто настоящее искусство", - сказал Гельман РИА Новости.
Часть работ и авторов перекочевала в Нью-Йорк с выставки "Соц-Арт. Политическое искусство России с 1972 года до наших дней".
Самым противоречиво воспринятым произведением можно назвать цифровой коллаж группы "АЕС+F" (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) "Последний бунт", на котором молодые люди с прилежанием, достойным классических "строителей коммунизма", истязают себе подобных.
"Вот этой работы я понять не могу - наверное, уже стар, и сцены насилия меня не впечатляют. Но хорошо, что российские художники имеют все возможности для свободного самовыражения", - поделился впечатлениями 55-летний Джим Бессман.
"АЕС+F" значится в числе безусловных лидеров современного российского искусства, или, по крайней мере, той его части, которая "на слуху".
"Это самая сильная и пронзительная работа с мощной энергетикой. Это терапия искусством", - высказал полностью противоположнее мнение Спенсер Дрейт, автор 14 книг по искусствоведению и постера к альбому Джона Леннона Imagine.
Его восхищение также вызвали две работы Авдея Тер-Оганяна, известного на родине "художественной рубкой" икон, и ставшего уже классиком "ненормативной живописи". Нон-комформист сумел сделать произведением искусства, казалось бы, банальную заборную надпись из трех букв, которую не читающий по-русски Дрейт с чисто художественной точки зрения нашел превосходной. К слову, табуированное "слово из пяти букв" также было представлено в Челси, исполненное в манере, напоминающей Пабло Пикассо.
Самым масштабным, если не по замыслу, то по физическим параметрам, было полотно Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой под названием "2007", представляющее восприятие политической картины мира через образы главных ньюсмейкеров года.
В их числе был самый богатый человек на земле в прошлом году , глава компании "Майкрософт" Билл Гейтс, легко узнаваемый американской публикой, президент США Джордж Буш и казненный Садам Хусейн. Фигуры меньшего размера были непонятны американцам и они просили подсказать, кто это загадочно улыбается в левом углу (а это был прошлогодний самый богатый россиянин Роман Абрамович), и что это за взятая в полупрофиль "троица", напоминающая классическое изображение Маркса-Энгельса-Ленина. Хотя любой читающий газеты русский сказал бы, что это экс-премьер России Михаил Касьянов, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и экс-заключенный Эдуард Лимонов.
"Этот хаос, как и во время настройки оркестром инструментов, предшествует появлению давно желанной ими Большой картины. В ней появится новый план - фрагменты священных писаний, которые верующие тысячелетиями перечитывают в каждый соответствующий день, связывая этим повторением смысл времени, поколений и культуры", - говорится в выставочном каталоге про работу этого дуэта.
В Нью-Йорке с эпического полотна "2007" исчезло изображение еще одного "ньюсмейкера года" - Александра Литвиненко, чья загадочная смерть послужила поводом для идеологической перепалки между Россией и Великобританией. То ли в музее не хватило места и пришлось отсечь правую часть полотна , то ли устроители решили избежать излишнего ажиотажа, и работа целиком была представлена лишь в каталоге.
К слову, играющие с политическим контекстом Врубель и Тимофеева ворвались в современное искусство с не менее известным полотном, запечатлевшим "братский поцелуй" Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера на Берлинской стене, рухнувшей вместе с государствами, которые возглавляли эти два лидера.
Из инсталляций в Челси представили четыре белых гроба, соответственно, с четырьмя покойниками в белых костюмах работы Юрия Шабельникова. Такие "похороны" Энди Уорхолла в Нью-Йорке выглядели весьма остроумной пародией на творчество американского отца "поп-арта", любившего повторять один и тот же имидж. Шабельников известен тем, что на родине однажды представил публике мертвого Ильича из бисквитного торта. Увы, в Нью-Йорке его Энди оказался несъедобным, и русскую водку пришлось пить без закуски.
Что же касается той "самой-самой" эпатажной работы "Синих носов", запечатлевшей целующихся милиционеров на фоне березок, о которой не написал только самый ленивый, то ее в Нью-Йорк привезти не удалось.
"Весь тираж расхватали", - с довольной улыбкой развел руками Марат Гельман.