Рейтинг@Mail.ru
Судьба эльзасцев на Восточном фронте: между молотом и наковальней - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судьба эльзасцев на Восточном фронте: между молотом и наковальней

Читать ria.ru в
Дзен
Начало оккупации Франции Гитлером было положено аннексией Эльзаса и Лотарингии - старых спорных территорий. За свою историю они переходили от Германии к Франции и обратно. Самым болезненным, во всяком случае, для Германии стало присоединение этих регионов к победившей в I Мировой войне Франции.

Надежда Узунова, РИА Новости. 

В программу состоявшейся 26 февраля поездки в Тамбовскую область посла Франции в России г-на Станисласа де Лабуле, кроме всего прочего, вошло посещение мемориального комплекса в память военнопленных, умерших в местном лагере в конце и в первые годы после Великой Отечественной Войны. Скажем прямо, для россиян это выглядит несколько двусмысленно: мы привыкли, что официальных почестей обычно удостаиваются только героически сражавшиеся в нашем небе летчики полка «Нормандия - Неман», а тут комбатанты, взятые в плен советскими солдатами на поле боя с оружием в руках.

Можно привести и такой довод. Во Франции на 20 тысяч погибших во время войны на стороне антигитлеровской коалиции приходится 50 тысяч погибших, сражавшихся на стороне Германии, так что основания для формирования «французского» контингента тамбовского лагеря вроде бы имеются. Однако французских частей на Восточном фронте у немцев не было, даже часто упоминаемая историками 33 пехотная дивизия ваффен-СС (она же 1-я Французская дивизия «Шарлемань» - «Карл Великий») начала создаваться зимой 1945 года и в боевых действиях поучаствовать не успела.

Однако все встает на свои места, если вспомнить, какой этнический котел представляла и до сих пор представляет собой Европа, где эксперименты вроде независимости Косова долго, и при этом кроваво, аукаются.

«Мой дед, француз, попал в плен к пруссакам в 1870 году. Мой отец, немец, попал в плен к французам в 1918 году. Я, француз, попал в плен к немцам в июне 1940 года, после чего был призван в Вермахт в 1943-м. Окончил я войну в плену у русских в 1945 году», - так начал свои воспоминания один из тех, кому привелось провести некоторое время в лагере для военнопленных, что находился на станции Рада в 20 километрах от Тамбова.

Начало оккупации Франции Гитлером было положено аннексией Эльзаса и Лотарингии - старых спорных территорий. За свою историю они переходили от Германии к Франции и обратно. Самым болезненным, во всяком случае, для Германии стало присоединение этих регионов к победившей в I Мировой войне Франции.

Перед столкновением с Германией французское правительство уже осенью 1939 года фактически насильно переселяет вглубь страны неблагонадежное население из приграничных районов (обычная в то время практика, свойственная не только «тоталитарной России»). Из более чем миллионного населения Эльзас покидает более трехсот тысяч. В эвакуации взаимоотношения с местным населением у переселенцев складываются непросто. Беженцы только и помышляли о возвращении домой, где осталось также и все их имущество. Этими сложностями потом удачно воспользовалась фашистская пропаганда. Практически все переселенцы вернулись в 1940 г. после присоединения этих территорий к Германии. Беженцев встречали с большой помпой в противовес холодному приему во Франции.

В июне 1940 года, не встретив на своем пути особого сопротивления, немецкие войска продвигаются вглубь Франции, и 4 июля граница между двумя странами восстанавливается по состоянию на 1871 год. Таким образом, официально со 2 августа 1940 года Эльзас перестает быть французской территорией. В то же время сами эльзасцы, став полноправными гражданами Рейха, не причисляются немецким руководством к арийской расе.

Войска фашистской Германии вторгаются в СССР. На Восточном фронте растут потери. Чтобы пополнить потрепанные части, принимается решение о всеобщей воинской мобилизации жителей Эльзаса и Лотарингии. Но поскольку до этого эльзасцы не считались немцами, то 25 августа 1942 года был принят указ, по которому те, кто в третьем поколении проживал в Эльзасе или же те, чьи родственники происходили из Германии,  переписывались в чистокровных немцев, а значит, должны были служить в армии. Население, естественно, без особого восторга воспринимает  мобилизацию. И все же к 1944 г. в армии Вермахта оказывается около 100 тысяч эльзасцев и 10 тысяч люксембуржцев. Но, опасаясь дезертирства начальство Вермахта распределяет выходцев из Эльзаса маленькими группами по немецким частям. Во Францию таких солдат не решались отправлять. Так что им лежала прямая дорога «в ледяной ад России». Здесь, при попытке к бегству им грозил расстрел у немцев, а советская сторона не очень-то пыталась разобраться в этих хитросплетениях, - было как-то не до того.

Именно как немецкие военнопленные большинство эльзасцев и оказалось в Тамбовской области. Впрочем, советские власти создали этот лагерь как бы специально для выходцев из южных стран. В нем содержались представители 29 национальностей, которые в силу тех или иных причин воевали на стороне гитлеровской Германии против Советского Союза (потом туда же поместили и японских генералов и офицеров). Сегодня периодически звучат голоса, которые пытаются представить всех тех, кто попал в советский плен  жертвами сталинских репрессий. Но все же необходимо сохранить историческую правду и называть вещи своими именами.

Франция, частично оккупированная немцами страна, сумела сохранить свое место в антигитлеровской коалиции. Поэтому из 1500 добровольцев из числа пленных эльзасцев и лиц, назвавших себя при пленении французами был сформирована отдельная часть, которая из СССР в 1944 году была отправлена в Алжир, где и присоединилась к войскам генерала де Голля. Остальным пришлось в полной мере вкусить горести плена, как полноправным солдатам Рейха. Наделив, в свое время, выходцев из Эльзаса и Лотарингии правами граждан Германии, Гитлер обеспечил им все юридические предпосылки для того, чтобы они вместе со всей Германией пережили последствия участия и поражения в войне.

Условия жизни в лагере были, разумеется, далеки от курортных. По подсчетам французской стороны около 10000 эльзасцев и люксембуржцев навсегда остались в российской земле. Заметим, что эта цифра вызывает некоторое недоверие. По официальным советским данным, летом 1945 года в советском плену находилось, помимо 2 млн немцев, еще около миллиона жителей стран Европы, в том числе 23136 французов, 2010 бельгийцев, 1652 люксембуржца. Даже если предположить, что эльзасцы по учетам не выделялись из числа немцев (что маловероятно, поскольку им было выгодней при пленении называться французами), и если учесть, что все 100000 мобилизованных эльзасцев скопом попали в советские лагеря, то и тогда их смертность (10%) намного превышает среднюю смертность военнопленных, характерную для этих лагерей в самом тяжелом для СССР 1942 году.

Достоверно известно, что в Тамбовской области захоронено 1500 умерших от ран и болезней выходцев из Эльзаса и Лотарингии. Российские власти в память об особой роли Франции в борьбе с фашизмом в 1998 г. помимо общего мемориала пошли на то, чтобы выделить эльзасцев из общего ряда и отметили отдельным памятником место «французских захоронений» в районе бывшего лагеря на станции Рада. Кроме того, власти Тамбова способствовали открытию архивов, где хранится информация о военнопленных, что дало возможность родственникам узнать судьбу своих близких.

Делегации из Франции регулярно посещают Тамбов с 1992 г. Ведь для Франции признать как своих соотечественников эльзасцев и лотарингцев, имевших на тот момент немецкие паспорта - это серьезный шаг к обретению единства и взаимного примирения нации после окончания II Мировой войны.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала