Православная церковь совершает празднество Иверской иконе Божией Матери
Икона Божией Матери, по преданию, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы - на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России - названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.
Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссой, Вратарницей, Привратницей, а по месту своего явления на Афоне - Иверской. В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. «...Собрав всю свою братию... сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».
Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом...». 13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и толпы православного народа. Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее. Другой список по повелению патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла). С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы.
Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской - как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны. Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами. В 1929 году часовню уничтожили, в 1931 снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне. В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота своего города.
630 лет назад (1378) умер Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт), митрополит Киевский и всея Руси
По преданию, святитель Алексий родился в семье черниговского боярина Феодора Бяконта на рубеже XIII и XIV веков и получил в крещении имя Елевферий. Но однажды на 12-м году жизни Елевферий, раскинув сети для ловли птиц и незаметно задремав, услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться и часто посещать церковь. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг и имя Алексий. Более двадцати лет Алексий провел в монастыре в строгих иноческих подвигах, затем заведовал судебными делами Церкви. В конце 1350 года Алексий стал епископом Владимирским, а в 1354 году - митрополитом. Святитель Алексий всячески заботился о своей пастве, создавал монастыри, налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель исцелил его слепую супругу Тайдулу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому - не презрит Он молитвы веры», - сказал святой. По его молитве окропленная святой водой супруга хана исцелилась. Святитель Алексий построил в Москве три монастыря - Чудов, Спасский Андроников и Алексеевский, восстановил две древние обители - во Владимире и Нижнем Новгороде. Когда скончался великий князь Иоанн, митрополит взял под опеку его малолетнего сына Дмитрия - будущего Донского. Святитель Алексий немало потрудился, чтобы смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Скончался митрополит Алексий в глубокой старости 25 февраля 1378 года.
Перед своей кончиной он завещал положить свое тело в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, из смирения не желая быть похороненным в храме. Однако Дмитрий Донской, глубоко почитавший митрополита Алексия, велел положить его тело в церкви близ алтаря. 2 июня 1431 года свод храма, в котором покоился святитель Алексий, обрушился от ветхости. Во время строительства новой церкви были обретены нетленные мощи митрополита. В 1485 году мощи святителя Алексия были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Богоявленском соборе в Москве. Святитель Алексий - небесный покровитель патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
115 лет назад (1893) родился Григорий Маркович Ярон, народный артист России; один из организаторов, актер и режиссер Московского театра оперетты
Григорий Ярон родился 25 февраля 1893 года в Петербурге. Отец Ярона - газетчик (упомянут в письмах А.П.Чехова и в журнальном варианте его рассказа «Сон репортера»), позже известный переводчик либретто оперетт, мать - оперная певица Э.Я.Мелодист. Обучался в театральной школе А.С.Суворина в Петербурге (одновременно с М.А.Чеховым). В Москве впервые побывал в 1910 году вместе с Театром фарса В.А.Казанского, выступал в театре «Аквариум». В 1918-1921 годах работал в театре оперетты Е.В.Потопчиной (Никитский театр в доме княгини Шаховской, с 1920 года назывался ТЕРЕВСАТ - Театр революционной сатиры). С 1921 года труппа выступала в помещении ресторана «Славянский базар», а через год стала называться Московский театр оперетты (частный), в 1925 году - Московский театр музыкальной комедии (в 1926 году был закрыт). В том же году был создан «трудовой коллектив артистов оперетты» под руководством Н.Бравина, выступавший (сезон 1926/1927) в помещении театра «Альказар» (ныне в этом здании Театр Сатиры). В конце 1927 года московский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «категорически» постановил: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Так театр был снова официально открыт и получил статус государственного. Практически сразу к молодому коллективу, возглавляемому Г.Яроном, пришел успех (Ярон был художественным руководителем Московского театра оперетты в 1927-1939 и 1942-1945 годах).
В афише театра рядом с признанными классиками Ж.Оффенбахом, И.Штраусом, Ф.Легаром, И.Кальманом, П.Абрахамом заняли достойное место композиторы нашей страны И.Дунаевский, Ю.Милютин, Т.Хренников, Д.Шостакович, Д.Кабалевский. Они с искренним интересом создавали свои произведения специально для сцены Театра оперетты. Среди лучших ролей Ярона театре - Гробовщик («Женихи» И.Дунаевского), граф Кутайсов («Холопка» Н.Стрельникова), Пеликан («Принцесса цирка» И.Кальмана). Осуществил постановку оперетт «Свадьба в Малиновке» Б.Александрова (1937) и «Сильва» Кальмана (1941). В кино он практически не снимался. Но в золотой фонд киноискусства вошел блистательный дуэт Григория Ярона и Гликерии Богдановой-Чесноковой в «Мистере Иксе». Появился он на экране еще лишь в двух фильмах - «Сильве» и «Мелодиях Дунаевского». Постоянно выступал на радио с лекциями, по заказу Радиокомитета осуществил постановки оперетт в Колонном зале. Позже часто выступал на телевидении, в том числе с популярнейшим циклом передач о творчестве И.Кальмана. Ярон был пропагандистом оперетты, блестящим комиком, мастером опереточного «каскада» и импровизации. В Москве жил в Малом Кисловском переулке, затем на Петровке (в одной коммунальной квартире с Т.Я.Бах). Умер 31 декабря 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
65 лет назад (1943) родился Джордж Харрисон, английский рок-музыкант, певец, композитор, участник ансамбля «Битлз»
Джордж Харрисон родился 25 февраля 1943 года в Ливерпуле. В юности он увлекся современной музыкой - играл в группе «The Rebels» вместе с братом, а затем в «Les Stewart Quartet». Благодаря дружбе с Полом Маккартни, учившимся с Джорджем в одной школе, познакомился с Джоном Ленноном. Через год он стал членом его группы «The Quarry Men», а затем - и «Битлз». В 1962 году окончательно сформировался состав «Битлз»: Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Хотя в квартете песни писали Леннон и Маккартни, Харрисон тоже занялся их сочинением. Первой песней «Битлз», написанной Харрисоном, стала «Don't Bother Me»; среди других его композиций - песни «Taxman», «Love You Too», «If I Needed Someone», «While My Guitar Gently Weeps», «Here Comes the Sun», «Something». После распада группы Джордж Харрисон выпустил свою первую сольную запись - песню «All Things Must Pass». В 1971 году он организовал первый крупнейший благотворительный «Концерт для Бангладеш», который состоялся в нью-йоркском «Мэдисон сквер-гарден». Сам экс-битл тоже принял участие в концерте.
Альбомы, выпущенные Джорджем Харрисоном в 1970-1980-х годах, хотя и не пользовались большим успехом, но находили благодарную аудиторию (Харрисон всегда предпочитал оставаться скорее музыкантом, чем звездой). В это же время музыкант занялся кинопродюсерством. В 1987 году благодаря альбому «Cloud Nine» Харрисон вернулся в первые строчки хит-парадов. В 1988 году Харрисон , Боб Дилан, Том Петти, Джефф Линн и Рой Орбюсон объединились в группу «Traveling Wilburys», выпустившую несколько успешных альбомов. Джордж Харрисон умер от рака 30 ноября 2001 года в возрасте 58 лет. В 1997 году музыкант перенес операцию на горле, а в марте 2001 года - на легких. Он чуть было не погиб в декабре 1999 года, когда сумасшедший проник в дом Харрисона в графстве Оксфорд (к западу от Лондона) и нанес ему десять ножевых ранений в грудь. Из четырех участников знаменитой «ливерпульской четверки» Джордж Харрисон ушел из жизни вторым после Джона Леннона, ставшего жертвой маньяка в 1980 году.
25 лет назад (1983) умер Теннесси Уильямс, американский писатель и драматург
Настоящее имя - Томас Ланир Уильямс, псевдоним Теннесси взял в начале своей литературной деятельности. Родился 26 марта 1911 года в Колумбусе (штат Миссисипи). Его отец был торгующим обувью коммивояжером, находящимся в постоянных разъездах, поэтому воспитанием сына занималась в основном мать Томаса - властная женщина, убежденная пуританка. Из Колумбуса семья перебралась в Кларксдейл, затем, по прошествии нескольких лет, в Сент-Луис (штат Миссури). В 1929 году Томас Уильямс поступил на журналистское отделение в Миссурийский университет, однако через два года был отчислен. Несколько лет проработал в обувной компании. Параллельно с работой много писал. В эти годы им создана первая пьеса «Каир, Шанхай, Бомбей». После недолгого пребывания в Вашингтонском университете Уильямс поступил в университет штата Айова, который окончил в 1938 году. В 1939 году, в самом начале второй мировой войны, к Уильямсу пришел первый скромный успех - он получил приз в 100 долларов за пьесу «Американский блюз» и грант на 1000 долларов от Лиги американских авторов. На следующий год была поставлена его пьеса «Битва ангелов». Первым же серьезным достижением для Уильямса стала пьеса «Стеклянный зверинец» (1945), в основу которой легла история его семьи и в частности сестры Розы, страдавшей шизофренией. Эта пьеса, как и большинство произведений драматурга, была отмечена прежде всего критическим восприятием действительности. Пьеса имела горячий прием не только у профессионалов, присудивших ей приз нью-йоркской гильдии театральных критиков, но и у зрителей - «Стеклянный зверинец» с успехом шел на Бродвее. В 1947 году драматург закончил пьесу «Трамвай «Желание», за которую он был удостоен Пулитцеровской премии. Последовавшие за ней психологические драмы «Татуированная роза» (1951), «Лето и дым» (1952), «Кошка на раскаленной крыше» (1955), «Сладкоголосая птица юности» (1959) сделали Уильямса одним из самых известных драматургов Соединенных Штатов. Его пьесы неоднократно привлекали внимание кинематографистов - среди многочисленных экранизаций его произведений наибольшей популярностью пользовались «Трамвай «Желание» режиссера Элии Казана (1951) с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли и «Кошка на раскаленной крыше» в постановке Ричарда Брукса (1958), в которой главные роли исполнили Элизабет Тэйлор и Пол Ньюмен. Уильямс дважды выдвигался на соискание премии Оскар как лучший сценарист - в 1952 году за «Трамвай «Желание» и в 1957 году за снятый Элией Казаном фильм «Куколка», в основу которого легли его две одноактные пьесы «Двадцать семь тележек с хлопком» и «Несъедобный ужин». Драматургия Уильямса хорошо известна и в России. Вышедший в издательстве «Прогресс» в 1993 году сборник «Желание и чернокожий массажист» открыл русскому читателю не только новые пьесы, но и Уильямса как автора рассказов. Умер Теннесси Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983 года.
31 год назад (1977) произошел пожар в московской гостинице «Россия»
Пожар в здании гостиницы «Россия» начался вечером 25 февраля 1977 года. Первый звонок с сообщением о возгорании поступил на пульт дежурного службы «01» в 21 чая 24 минуты. Начальник первого прибывшего на место происшествия экипажа пожарной части № 47 присвоил пожару пятую - высшую - категорию опасности. Пожар, площадь которого составила около трех тысяч метров, охватил верхние этажи северного корпуса гостиницы, отрезав от выхода не менее 250-ти посетителей VIP-зала на 17-м и ресторана на 22-м этажах. Эвакуация людей была осложнена недостаточной длиной раздвижных лестниц, не дотягивавшихся выше седьмого-восьмого этажей. 1 марта 1977 года в газете «Труд» появилось сообщение: «Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям, родственникам и близким погибших в результате несчастного случая - пожара в гостинице «Россия» в г. Москве 25 февраля сего года. Правительство СССР и местные органы принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим». Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил не отключенный от электрической сети паяльник в помещении радиоузла («службы слабых токов») на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 года судимы (первый приговорен к полутора годам, второй - к году лишения свободы), мастер смены службы на вторые сутки после пожара был обнаружен в подвальном помещении собственного дома без признаков жизни после попытки суицида. При этом, еще до окончания расследования причин пожара, в здание северного корпуса гостиницы для расчистки его помещений и подготовки их к ремонту были допущены отряды гражданской обороны.
В тушении огня были задействованы до 1400 сотрудников пожарной охраны, в том числе 168 офицеров и 573 газодымозащитника, а также 35 автоцистерн с водой, 61 автонасос, 97 водяных стволов, 19 автолестниц, 8 машин ГЗДС и 19 специальных автоходов. Из Московской области дополнительно были вызваны 19 механических лестниц. Погибли 42-43 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы, травмы различной степени тяжести получили 52 человека (из них некоторые скончались в больницах), в том числе 13 сотрудников пожарной охраны. Были эвакуированы более 1000 человек, из которых 188 - по автоматическим и ручным лестницам. Выгорели более 100 гостиничных номеров экстра-класса, оснащенные зарубежной бытовой техникой.