Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. Население края составляют преимущественно албанцы (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тысяч (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.
Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с 14-го века и вплоть до 1767 года здесь располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ).
Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала 20-го века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово.
Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.
В конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена территориальная и культурная автономия.
Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).
В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. Совет НАТО 9 сентября 1998 года утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. Без санкции ООН 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила", продолжавшаяся до 20 июня 1999 года, когда был завершен вывод югославских войск.
Начиная с 1999 года, на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч сербов.
КОСОВО и ООН
Косовское урегулирование не раз выносилось на повестку дня заседаний Совета Безопасности ООН.
В соответствии с резолюцией номер 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае были развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысячи военнослужащих.
В мае 2001 года глава МООНК утвердил "Конституционные рамки временного самоуправления в Косово", в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.
Совет Безопасности ООН 24 октября 2005 года в форме заявления его председателя дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником генсека ООН по статусному процессу стал Марти Ахтисаари (Финляндия).
На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены "Руководящие принципы" по выработке будущего статуса Косово. Документ зафиксировал приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.
Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.
"План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО.
На состоявшемся 16 февраля экстренном заседании СБ ООН сторонники независимости Косово оказались в меньшинстве. После завершения длившегося более трех часов за закрытыми дверями заседания СБ ООН, созванного Сербией и Россией, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин сообщил о том, что лишь пять государств (США и Европейского Союза) из 15 членов СБ высказались в поддержку признания "плана Ахтисаари", наделяющего сербский край статусом независимости по этническому принципу.
ПОЗИЦИЯ РОССИИ И США
Россия активно поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции номер 1244 СБ ООН. Москва участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция).
При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края.
Россия предложила выработать "дорожную карту", в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы.
США, в свою очередь, настаивали на том, что единственный выход из тупика - "план Ахтисаари", предполагающий независимый статус края под международным контролем.
РАСПАД ЮГОСЛАВИИ
Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) была создана в 1945 году, с 1963 года она называлась Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В федерацию входили шесть республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория.
В октябре 1991 года парламент Боснии и Герцеговины принял меморандум о суверенитете и выходе из состава СФРЮ, а 25 января 1992 года - меморандум о независимости. На референдуме 29 февраля и 1 марта 1992 года 59% участников высказались за независимость и суверенитет.
Парламент Македонии 25 января 1991 года принял декларацию о государственном суверенитете, 17 ноября 1991 года была принята конституция, провозгласившая Македонию самостоятельным и демократическим государством.
Парламент Словении 2 июня 1990 года одобрил декларацию о суверенитете государства. Словения 26 декабря 1990 года была объявлена самостоятельным государством. Декларация о прекращении действия на территории Словении конституции СФРЮ вступила в силу 8 октября 1991 года.
25 июня 1991 года была принята декларация о полной независимости и суверенитете Хорватии. 8 октября 1991 года вступили в силу законодательные акты о государственной самостоятельности Хорватии и ее выходе из состава СФРЮ.
15 января 1992 года после признания независимости Словении и Хорватии странами ЕС федерация прекратила свое существование.
После распада СФРЮ в 1992 году Сербия и Черногория продолжили существование в рамках Союзной Республики Югославии, провозглашенной 27 апреля 1992 года (с 4 февраля 2003 года - государственное сообщество Сербия и Черногория (СиЧ).
С июня 2006 года Сербия - независимое суверенное государство, правопреемник СиЧ. Парламент Черногории принял 3 июня 2006 года Декларацию о независимости.