Рейтинг@Mail.ru
Рыжков: Тер-Петросян делал все, чтобы закрыть армянскую АЭС - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рыжков: Тер-Петросян делал все, чтобы закрыть армянскую АЭС

Читать ria.ru в
Дзен
Член Совета Федерации РФ, сопредседатель российско-армянской комиссии по межпарламентскому сотрудничеству Николай Рыжков считает, что Армения, объективно, является единственной страной - нашим искренним стратегическим союзником.

Член Совета Федерации РФ, сопредседатель российско-армянской комиссии по межпарламентскому сотрудничеству Николай Рыжков дал развернутое интервью РИА Новости. Беседовала Ольга Серова.

- С первых дней существования на постсоветском пространстве новых независимых государств вы находитесь, можно сказать, «на передовой» российско-армянских отношений. Сегодня, накануне президентских выборов и в Армении, и в России, как вы оцениваете их состояние?

- Я считаю, что за последние восемь лет произошел большой положительный сдвиг в российско-армянских отношениях на государственном уровне. Регулярно приезжает в Россию президент РА Роберт Кочарян, успешно проходят как его рабочие встречи с президентом Владимиром Путиным, так и официальные визиты. Российский президент последнее время тоже был частым гостем в Армении. Помогли сближению и состоявшиеся Год России в Армении и Год Армении в России.

То есть в политическом плане у России с Арменией сейчас не просто неплохие, а, я бы сказал, хорошие отношения. И, безусловно, климат, который создается высшим руководством наших государств, влияет на все аспекты взаимоотношений. Есть возможность вести работу по укреплению  российской военной базы в Гюмри, развиваются экономические и гуманитарные связи.

Высшее руководство наших стран задает тон и в какой-то степени опережает всех остальных. Ничего страшного в этом нет, хуже, если бы третьестепенные вопросы были впереди, а политические отношения не развивались.

Безусловно, сейчас все мы в ожидании, что произойдет. Потому что практически одновременно происходит смена власти: 19 февраля - в Армении, а через две недели - в России.

Я лично надеюсь, что тот курс, который сформирован за последние восемь лет, прежде всего благодаря деятельности Кочаряна и Путина, останется. Я не вижу каких-то подводных камней, чтобы этот курс изменился, изменилось  отношение России к Армении.

Во-первых, есть чисто объективные причины, почему это делать нельзя.

Я, когда был премьером (в конце 80-х - начале 90-х годов Н.Рыжков возглавлял Совет министров СССР - ред.), одинаково относился ко всем республикам, мой долг был - не выделять из них какую-то одну, будь то Грузия, Армения или Азербайджан. Но сегодня жизнь существенно скорректировала ситуацию. И я вижу, что из трех закавказских республик Армения объективно единственная страна -  наш искренний стратегический союзник.

Уверен, что российское руководство никогда не допустит потери такого союзника.

Субъективно это, конечно, зависит и от людей, которые будут у власти. Я лично не скрываю, что считаю, народ Армении поступит правильно, если поддержит Сержа Саркисяна. Он человек проверенный, прошел большие должности и уже подготовлен к работе на высшем посту. Думаю, если армянский народ выберет его президентом, Саркисян не разрушит наши экономические и политические связи, гуманитарные отношения.

Я не знаю всех, кто сейчас рвется к власти в Армении. Но Левона Тер-Петросяна немного знаю - чем дышит и как действует. Мне передали, что он где-то там написал, что, мол, атомную станцию в Армении Николай Рыжков закрывал, «Наирит» - химическое предприятие в Ереване - тоже Рыжков закрывал. Правильно, документы подписывал я  - потому что они не имели права подписи, это были союзные предприятия, а не республиканские. Но Тер-Петросян не говорит о другом - забыл, наверное, - что в то время он и его люди все делали, чтобы остановить эти предприятия. И бывшее руководство Армении обращалось к нам, чтобы предприятия были закрыты.

Я думаю, что если, не дай бог, во главе Армении появится такой человек, то, конечно же, таких отношений с Россией, как сейчас, не будет. Надеюсь, что и армянский народ это понимает.

Ну, а у нас, я думаю, победит Дмитрий Медведев. На этой кандидатуре остановились не потому, что он симпатичный человек, а потому, что будет продолжать курс Путина. И я уверен, если путинский курс будет продолжен, сохранятся и положительные российско-армянские отношения.

- Расскажите, пожалуйста, о деятельности российско-армянской межпарламентской комиссии. Вы ведь возглавляете ее уже 10 лет.

- Я занимаюсь ее работой не десять лет, а даже больше. Потому что в 1996-1997 году эта комиссия фактически уже существовала, но соглашения между парламентами еще не было, и мы собирались нерегулярно.

Соглашение подписали в 1998 году, и уже десять лет мы достаточно четко совместно работаем. Собираемся два раза в год, в середине марта - в Москве, и, как правило, в октябре - в Ереване.

Я удовлетворен нашей работой. Не говорю, что абсолютно все получается, но мы рассматриваем необходимые вопросы и продвигаем их. Так что на межпарламентском уровне между Россией и Арменией сложились очень неплохие взаимоотношения.

Пожалуй, только одно, на мой взгляд, сейчас сделано неправильно.

В 1998 году нами совместно было принято решение формировать комиссию на паритетных началах, по 20 человек от России и от Армении. Председателя в комиссии нет, есть сопредседатели: я и представитель армянской стороны. Поскольку в Российской Федерации парламент двухпалатный, с нашей стороны в комиссию входят 10 человек от Госдумы (нижняя палата российского парламента) и 10 человек от Совета Федерации (верхняя палата парламента).

А Национальное собрание Армении - однопалатный парламент. В прошлом году он переизбирался. И мы, уже в октябре, когда приехали в Ереван обнаружили, что в составе нашей комиссии от Армении - только 11 человек.

Мы сразу же официально заявили, что считаем это неправильным, и попросили исправить положение. Ведь это может дать недоброжелателям козырь обвинить Россию в каком-то давлении на армянских парламентариев.

Тогда же я был у президента Кочаряна и тоже попросил исправить ситуацию. Это было обещано, но пока не сделано. Мы ничего не боимся, но не хотим, чтобы возникали какие-то спекуляции.

А так мы работаем очень уважительно. И президенты дали неплохую оценку нашей деятельности.

- Попадают ли в поле вашего внимания экономические вопросы, производственное сотрудничество?

- Существует две российско-армянских комиссии - межпарламентская и межправительственная. Последнюю возглавляют с нашей стороны - министр транспорта Игорь Левитин, а с армянской (сейчас) - Серж Саркисян. Между собой эти комиссии работают дружно, нам нечего делить, мы согласовываем законодательные вопросы, а они действуют как исполнительная власть.

Я должен сказать, что когда начал работать Левитин, результаты деятельности межправительственной комиссии значительно улучшились. Он человек настойчивый, системный. И сразу стали видны результаты. Пустили паромную переправу «Кавказ - Поти», есть сдвиги и по железной дороге.

Конечно, одной паромной переправы для грузового сообщения с Арменией совершенно недостаточно, да это и не самый удобный путь: доходишь до Темрюка, грузишь на паром, идешь морем, потом Поти, в Поти перегрузка - дальше поезда на Ереван. Когда несколько лет назад мы пошли на такой вариант, это было от безысходности.

Необходимо восстановить железную дорогу, которая идет через Абхазию,

Грузию, на Ереван. Мы очень много занимались этим вопросом, и на государственном уровне, и конкретно Российский союз товаропроизводителей, который я возглавляю. Если Грузия не будет ставить препоны, то к 2010 году это совершенно реальное дело. Можно восстановить и мосты, и всю остальную инфраструктуру.

- А какие вопросы будут рассмотрены на ближайшем заседании межпарламентской комиссии?

- Повестку для весенней встречи мы согласовали заранее, уже в октябре. В этом марте заседание будет посвящено гуманитарным вопросам. Мы рассмотрим сегодняшние российско-армянские отношения в области науки, литературы, искусства и т.д. Уже направлены запросы в Союзы художников, писателей, в Академии наук. Затронем и вопросы образования.

Заседание состоится в Москве 20 марта, перед этим нас примет председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов.

- Во время недавнего визита в Ереван премьер-министра России Виктора Зубкова были достигнуты договоренности по очень серьезным атомным проектам, по поставкам самолетов SuperJet-100. А кроме того, Зубков сообщил, что Армения будет поставлять для Сочи-2014  строительные материалы.

- Мы месяц назад подробно занимались этим вопросом. Но в Сочи все пока  находится на организационной стадии: создаются комитеты, соответствующие им структуры, отлаживаются правила проведения конкурсов.

Я думаю, что в марте армянская сторона вынесет на заседание нашей комиссии предложение провести следующую, осеннюю встречу в Сочи. И мы должны будем к этому серьезно подготовиться, чтобы вести диалог с конкретными российскими представителями. А армянская сторона должна будет сделать свои предложения. Это же не просто контракты как подарки будут - надо выиграть конкурсы и т.д.

Я лично к такому сотрудничеству отношусь положительно - армяне неплохие строители, работают капитально.

- В этом году, 7 декабря, исполняется 20 лет со дня землетрясения в Спитаке. Я знаю, что вы были в Армении буквально на второй день этой трагедии...

- Летом прошлого года в Москве состоялась выставка работ известного  скульптора Фридриха Согояна. И на ней мы увидели макет памятника, посвященного Спитакскому землетрясению, который был придуман им еще три года назад.

Я разговаривал с представителями армянской диаспоры в России, и была высказана идея поставить такой памятник в Гюмри.

Создали попечительский совет, меня избрали его председателем, хоть я и сопротивлялся поначалу. В совет входят также посол Армении в России  Армен Самбатян, епископ Езрас Нерсисян, сам скульптор Согоян, Народный артист Армен Джигарханян, Олимпийский чемпион Никита Симонян, Григорий Габриэлянц - бывший министр СССР по геологии.

Мы обратились в 53 региона России, где живут достаточно большие армянские диаспоры, чтобы они оказали какое-то финансовое содействие. Пока большие деньги оттуда не пошли, но есть несколько достаточно обеспеченных человек, которые нам помогают. И я уверен, что необходимые средства, чтобы изготовить этот памятник, мы соберем.

В Армении работает комиссия во главе с премьер-министром Саркисяном по подготовке мероприятий к 20-летию со дня землетрясения - он очень активно занимается этим вопросом. С этой комиссией мы и сотрудничаем.

Договорились, что все, что относится непосредственно к памятнику - и проект, и изготовление, и транспортировка - наше дело. А все остальное - подготовку фундамента, благоустройство площади, саму установку монумента - делает республика.

Высота памятника - 7 метров, он включает 15 фигур. Согоян изготовил макет 2-хметрового размера, который передан на Художественный комбинат имени Вучетича. Там должны все увеличить, а затем в Чкаловске, как мы уже договорились, состоится непосредственная отливка в бронзе.

В октябре этого года памятник будет оправлен в Армению. Ноябрь уйдет на монтаж, и 7 декабря памятник должен быть торжественно открыт.

Это целая скульптурная композиция: обломки зданий, солдаты, спасатели, собака, даже француз в кепке. А на самом верху - женщина, которая сумела спасти ребенка - то есть возрождение...

Долго мы думали, как назвать памятник. И придумали так: «Жертвам безвинным, сердцам милосердным». Случилась горькая трагедия, погибли безвинные люди. А спасали их - люди с милосердными сердцами.

Это будет величественный памятник.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала