Интерес россиян к выборам в Америке - причем не к финальной, а к предварительной их стадии - беспрецедентен. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 63% респондентов знают или слышали о том, что в США идет электоральная кампания. В социологическим смысле это очень большая цифра. С одной стороны, россияне считают, что исход выборов за океаном имеет значение для нашей страны - так полагают две трети респондентов. Работает старый комплекс сверхдержавы, согласно которому, по большому счету, на карте мира есть только два государства - Россия (СССР) и США. К тому же подсознательный российский антиамериканизм - это еще и парадоксальным образом признание заслуг «оппонента»: он ведь действительно определяющим образом влияет на ход мировых событий, касается это политики или экономики. Но есть и другая сторона этой истории - россияне соскучились по свободным выборам. И наблюдают за американским весельем, как за увлекательными спортивными соревнованиями. Возможно, даже делают ставки в соответствии со своими личными симпатиями: кому-то нравится железная Хиллари, кому-то - подвижный Обама, Маккейн - вряд ли, его, наверное, русский человек побаивается...
Считается, что современный россиянин не просто лишен возможности свободного волеизъявления путем нехитрых изменений в избирательном законодательстве и полной монополизации и огосударствления политического поля, но и не хочет никаких электоральных свобод. Они ему надоели. Однако нездоровый интерес с чужим выборам показывает, что если дорогому россиянину дать повыбирать всласть - из программ, идеологий, личностей, дать покопаться в пестрой электоральной мишуре, он с удовольствием воспользуется своим избирательным правом. Как это уже делал много лет тому назад - теперь уже почти 20. Человек, как известно со времен Аристотеля, животное политическое, поэтому право выбирать и быть избранным (свободно и на альтернативной основе) - такое же естественное, как и право на жизнь. А договорные «матчи» в политике так же не интересны ему, как и отсутствие честного соревнования в спорте.
Ровно такой же была природа интереса советских людей, лишенных выбора в своей стране, к международным новостям и международной журналистике. Мир «капитала» и «чистогана» интересовал их гораздо больше, чем собственные «вести с полей». Рано или поздно наши лидеры, со значением трогающие колоски и придирчиво изучающие медицинское оборудование, смутно напоминающее самогонный аппарат, должны были бы надоесть - хочется более динамичных картинок, в меньшей степени напоминающих процесс посещения совхозов и опытных хозяйств Хрущевым или Брежневым. Ну, хотя бы дискуссии какой-нибудь осмысленной. А то стоит рано утром Геннадий Андреевич и сам себе рассказывает о таких же загадочных, как и русская душа, «людях труда»... Какие ж это выборы...
А там, за океаном, соревнуются две настоящие партии, а не полторы, как у нас. И дело не только в выборе между двумя партиями, но и - между несколькими личностями внутри партий. Это - особое удовольствие от демократии. Следить за дуэлью Хиллари Клинтон и Барака Обамы куда как интереснее, чем со смесью изумления и недоумения созерцать, например, дебаты Грызлова и Володина. Даже если бы такое событие состоялось, вряд ли оно вызвало бы живой интерес.
При всем при этом россияне не любят Америку. Началась тенденция «недолюбливания», если судить по данным Левада-Центра, с бомбардировок Сербии, закрепилась уже при Путине. Даже после террористической атаки на Америку многие рассуждали в том смысле, что так им и надо. А с 2004 года - начала второго срока Путина, ознаменованного резким ужесточением внешнеполитической риторики российского руководства - доля симпатизирующих Соединенным Штатам россиян последовательно снижается (это уже по данным, ФОМа). Лишь 19% россиян, по сведениям февральского опроса Фонда «Общественное мнение», считают США дружественной России страной. 58% квалифицируют ее как недружественную. Доля прогнозирующих улучшение отношений тоже последовательно снижается и составляет 13%. И это при том, что россияне беспрерывно смотрят по телевизору и в кинозалах американское кино, в принципе живут американским образом жизни, те, кто более продвинуты, читают американскую литературу, тоннами переводимую десятками издательств. Наконец, как было сказано, пристально и с азартом следят за ходом американских выборов, полностью игнорируя отечественную электоральную интригу, которой, впрочем, и нет.
Несмотря на плохие показатели в системе «дружественная/недружественная страна», россияне в эти дни совершают свое личное, новое открытие Америки. Той Америки, где существует в первозданном мире электоральная демократия.
Что делать будем? Как говорил, правда, по другому поводу Иосиф Виссарионович, - завидовать будем. И все-таки, пусть и спустя некоторое время - подражать. То есть - выбирать на основе свободного волеизъявления в условиях альтернативности и политической конкуренции.
Андрей Колесников, заместитель главного редактора журнала The New Times, для РИА Новости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции