Галина Зевелёва, для РИА Новости.
Кто из претендентов на пост президента США наиболее выгоден для России?>>
Круг потенциальных кандидатов в президенты США сузился после выхода из предвыборной гонки бывшего мэра Нью-Йорка республиканца Рудольфа Джулиани и бывшего сенатора-демократа Джона Эдвардса.
Джулиани, которого совсем недавно считали наиболее вероятным кандидатом от Республиканской партии, выбрал рискованную стратегию - он отказался от предвыборной борьбы на начальном этапе первичных выборов, сосредоточившись на Флориде и на тех 22 штатах, которые проведут «праймериз» в «супервторник» 5 февраля. И проиграл. Выход бывшего мэра из игры и поддержка им сенатора от штата Аризона Джона Маккейна существенно повышает шансы последнего выйти в финал предвыборного марафона. Примеру Джулиани последовал другой республиканец - губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер, также поддержавший Маккейна.
В отличие от Джулиани, Эдвардс вышел из гонки, не высказавшись в пользу ни одного из кандидатов-демократов.
Сейчас выявились два лидера президентского марафона: сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон от демократов и Джон Маккейн от республиканцев. Однако все еще может измениться. Им наступают на пятки сенатор-демократ от штата Иллинойс Барак Обама и республиканец, бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни.
Кто же из этой «четверки» наиболее лояльно настроен в отношении России? Кто в качестве президента устроит Москву больше других? На первый взгляд, речи главных претендентов на кресло в Белом доме не сулят России ничего хорошего. Свои позиции по ключевым внешнеполитическим вопросам кандидаты традиционно изложили в журнале «Foreign Affairs».
«Мы должны дать понять России: наша готовность рассматривать ее в качестве партнера зависит от того, по какому пути она пойдет, будет ли это укрепление демократии или усиление авторитаризма и вмешательство в дела соседних стран», - пишет Хиллари Клинтон.
«Пятнадцать лет назад граждане России свергли тиранию коммунизма и, казалось, выбрали путь построения демократии, свободного рынка и присоединения к Западу, - считает Джон Маккейн. - Однако сегодня мы видим меньше политических свобод, захват власти кликой бывших разведчиков, агрессивность по отношению к демократическим соседям, например, к Грузии, попытки манипулировать зависимостью Европы от нефти и газа. Западу необходимо выработать новый ответ реваншизму России. Для начала мы должны вернуться к тому, чтобы «большая восьмерка» вновь стала клубом рыночных демократий: необходимо включить в нее Бразилию и Индию, но исключить Россию».
«Хотя мы не должны стесняться подталкивать Россию к большей демократии и ответственности, нам следует работать с этой страной там, где у нас есть общие интересы - прежде всего в области обеспечения безопасности ядерного оружия и материалов», - уверен Барак Обама. Митт Ромни упомянул нашу страну только в контексте «необходимости покончить с уязвимостью США от возможного неожиданного прекращения поставок нефти на мировые рынки из таких стран, как Иран, Россия и Венесуэла».
В России было принято считать, что при республиканцах шансы на конструктивный диалог с Москвой выше, чем при демократах - в силу их большего прагматизма и меньшей идеологизированности. Однако на сегодняшний день важнее другое - деление кандидатов в президенты на реалистов и идеологов. Чем меньше идеологии, тем лучше.
В предвыборной риторике всегда много идеологии, и она - недостаточное основание для прогнозов. Зато многое может объяснить состав внешнеполитических советников претендентов на президентский пост. У Клинтон это бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт, бывший посол США в ООН Ричард Холбрук и генерал в отставке Весли Кларк. Эксперты считают, что двое последних настроены антироссийски еще со времен югославского конфликта.
Среди советников Маккейна - четыре бывших госсекретаря, отличающиеся прагматическим подходом. Это Генри Киссинджер, Джордж Шульц, Лоуренс Иглбергер и Колин Пауэлл. Во внешнеполитической команде Обамы видную роль играют бывший советник президента по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, бывший госсекретарь Тони Лэйк и специалист по борьбе с терроризмом Ричард Кларк. Отношение Збигнева Бжезинского к России хорошо известно. В команде Митта Ромни тон задают малоизвестные бывшие дипломаты второго эшелона.
Безусловно, после прихода к власти любой из лидирующей «четверки» переоценит многое из того, что говорит сейчас, в предвыборный период. Без России, как, впрочем, и без Китая, США не способны решить ни одну глобальную проблему. А это может заставить стать реалистом даже безнадежного идеолога.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции