Рейтинг@Mail.ru
Peugeot Citroen: как "русифицировать" будем? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Peugeot Citroen: как "русифицировать" будем?

Читать ria.ru в
Дзен
Французский автомобильный концерн PSA - Peugeot Citroen едва успел вскочить в набирающий пары поезд российского сборочного автопрома. Подписанное сегодня соглашение о производстве автомобилей концерна в Калужской области (подписи под ним поставили директор российского проекта Peugeot Citroen Дидье Альтон, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и мэр Калуги Николай Любимов) - одно из последних...

Елена Загородняя, экономический обозреватель РИА Новости.

Французский автомобильный концерн PSA - Peugeot Citroen едва успел вскочить в набирающий пары поезд российского сборочного автопрома. Подписанное сегодня соглашение о производстве автомобилей концерна в Калужской области (подписи под ним поставили директор российского проекта Peugeot Citroen Дидье Альтон, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и мэр Калуги Николай Любимов) - одно из последних.

Соглашения подобного типа дают возможность мировым автоконцернам ввозить в Россию комплектующие для сборки машин с пошлиной от 0 до 3%. В обмен производитель берет на себя обязательства по локализации, то есть постепенному повышению доли комплектующих российского производства в выпускаемых автомобилях. В 2005 году, принимая постановление о промышленной сборке автомобилей в России, правительство рассчитывало на привлечение инвестиций в размере примерно $2 млрд (оценка тогдашнего министра экономразвития Германа Грефа).

Получилось гораздо больше. Как заявила сегодня присутствовавшая на церемонии подписания соглашения с PSA - Peugeot Citroen нынешняя глава МЭРТ Эльвира Набиуллина, Россия подписала 23 соглашения по производству иномарок и автокомпонентов к ним на территории РФ с общим объемом инвестиций в $6,5 млрд. Не зря, выходит, правительственные чиновники почти год оттягивали момент прекращения приема заявок на промсборку. Изначально предполагалось, что двери для сборщиков будут закрыты в 2006 году, но финал постепенно перенесли на конец 2007 года.

Peugeot Citroen, кстати, свое соглашение с МЭРТ подписал еще летом прошлого года, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Документы же, завизированные сегодня французами и властями Калужской области, просто детализируют права и обязанности сторон. Калужские власти обеспечат проект землей (200 га). А французский концерн, вложив примерно 300 млн евро, к 2010 году собирается построить завод на 2600 рабочих мест проектной мощностью 150 тыс. автомобилей в год. По словам Альтона, на заводе будут собирать автомобили среднего класса, вроде Peugeot 308 и Citroen-С-4, причем в первый год производства планируется выпустить 75 тысяч штук.

Некоторая нерасторопность в принятии решения - строить или не строить сборочный завод - уже аукнулась французскому автоконцерну. Продажи его автомобилей в 2007 году в России блестящими не назовешь. Автомобили Peugeot, например, по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ (Association of European Businesses, АЕВ), пусть и показали рост продаж на 63%, но переместились с 15 на 17 место в списке самых продаваемых иномарок (подробнее см. таблицу). Да и количественные показатели не впечатляют: 24951 штук против, например, 175793 проданных автомобилей Ford. Автомобили же Citroen и вовсе оказались в минусе: их продажи упали на 6%, при том что в среднем рынок новых иномарок вырос на 61%.

Впрочем, к безнадежно опоздавшим концерн PSA - Peugeot Citroen, равно как и компании Suzuki, Hyundai и Mitsubishi, которые подписали соглашения о промсборке с МЭРТ только в 2007 году, отнести явно нельзя. Автомобильный рынок России еще далек от насыщения. Как прогнозирует компания Ernst & Young, к 2010 году, когда должны заработать новые сборочные производства, рынок сможет вместить 3,8 млн автомобилей, причем 2,5-2,8 млн из них будут новыми иномарками. Для сравнения: в 2007 году, по данным АЕВ, в стране было продано 2,3 млн новых легковых автомобилей, и 1,6 млн из них - новые иномарки.

В общем же, прогнозы вполне оптимистичны. И для прописавшегося сегодня на российском рынке PSA - Peugeot Citroen, и для остальных 22 участников сборочных проектов. Впору, вспомнив сталинские образца 1934 года реляции, повторить: «У нас не было автомобильной промышленности, теперь у нас есть автомобильная промышленность». Но действительно ли она у нас теперь есть?

В идеале подобные проекты - привлечение ведущих мировых автоконцернов для сборки автомобилей на территории страны - проводятся не только в угоду потребителю, но и с мыслью подтянуть отечественную промышленность. И прежде всего - в надежде на импорт технологий, которые внедрят многочисленные предприятия, производящие автокомпоненты, да и смежные с автопромом отрасли. То есть ожидая синергетический эффект.

Пока в России даже признаков подобного эффекта не наблюдается.

Судите сами: все проекты промышленной сборки предполагают 30-процентную локализацию производства в течение первых пяти лет сборки автомобилей, и 50-процентную - через 7-8 лет. Пока ни одно сборочное предприятие, работающее в России на таких условиях, не отпраздновало даже пятилетие. Те же, что успешно собирают и продают свои автомобили по другим схемам, успехами в деле «русификации» производства похвастаться не могут.

В этом смысле показателен пример завода Ford во Всеволожске. Он начал работать с 1999 года. Тогдашнее соглашение Ford с правительством России предусматривало, что к 2007 году завод выйдет на 50-процентную локализацию производства. Но летом 2006 года выяснилось, что использовать в производстве автомобиля компоненты, произведенные в России, у компании не получается. Официальные ее объяснения по этому поводу были скупее некуда, но между строк читалось: по причине полной негодности произведенных в России автокомпонентов. Длительные переговоры с МЭРТ привели к тому, что в августе 2006 года всеволожский проект переоформили, подведя его под новый вариант соглашения. По этому соглашению Ford должен обеспечить 30-процентную локализацию уже к 2012 году.

Почти очевидно, что любой из последовавших за Ford автосборщиков, столкнувшись с аналогичными проблемами, решать их будет так же: путем переговоров с МЭРТ. Будет особо упирать на количество созданных рабочих мест и многомиллионные инвестиции. И получать отсрочку в локализации. В масштабе страны это значит, что проект возрождения отечественного автопрома в широком смысле, с учетом сотен компаний-смежников, окажется пшиком. Одна радость, что люди будут стоять в пробках в комфортных машинах.

Таблица

Продажи новых иномарок в России в 2007 году

Место Марка         продажи, штук    Рост по сравнению с 2006 годом, %

 1        Chevrolet (включая СП GM-АвтоВАЗ)     190553        71

 2        Ford           175793        52

 3        Hyundai      147843        47

 4        Toyota        145478        52

 5        Nissan         116498        54

 6        Renault        101166        40

 7        Mitsubishi   100609        46

 8        Daewoo      91302          37

 9        Kia              78616          31

10        Opel            66329          232

11        Mazda         50592          57

12        Honda         38631          146

13        Chery          37120          245

14        Volkswagen 32002          67

15        Suzuki         28597          77

16        Skoda         27535          86

17        Peugeot       24951          63

18        Volvo          21077          94

19        Subaru        15553          105

20        Mercedes-Benz     15330          65

Всего (с учетом иномарок, не вошедших в top-20)             1645630      61

Источник: Association of European Businesses

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала