Елена Загородняя, экономический обозреватель РИА Новости.
Французский автомобильный концерн PSA - Peugeot Citroen едва успел вскочить в набирающий пары поезд российского сборочного автопрома. Подписанное сегодня соглашение о производстве автомобилей концерна в Калужской области (подписи под ним поставили директор российского проекта Peugeot Citroen Дидье Альтон, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и мэр Калуги Николай Любимов) - одно из последних.
Соглашения подобного типа дают возможность мировым автоконцернам ввозить в Россию комплектующие для сборки машин с пошлиной от 0 до 3%. В обмен производитель берет на себя обязательства по локализации, то есть постепенному повышению доли комплектующих российского производства в выпускаемых автомобилях. В 2005 году, принимая постановление о промышленной сборке автомобилей в России, правительство рассчитывало на привлечение инвестиций в размере примерно $2 млрд (оценка тогдашнего министра экономразвития Германа Грефа).
Получилось гораздо больше. Как заявила сегодня присутствовавшая на церемонии подписания соглашения с PSA - Peugeot Citroen нынешняя глава МЭРТ Эльвира Набиуллина, Россия подписала 23 соглашения по производству иномарок и автокомпонентов к ним на территории РФ с общим объемом инвестиций в $6,5 млрд. Не зря, выходит, правительственные чиновники почти год оттягивали момент прекращения приема заявок на промсборку. Изначально предполагалось, что двери для сборщиков будут закрыты в 2006 году, но финал постепенно перенесли на конец 2007 года.
Peugeot Citroen, кстати, свое соглашение с МЭРТ подписал еще летом прошлого года, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Документы же, завизированные сегодня французами и властями Калужской области, просто детализируют права и обязанности сторон. Калужские власти обеспечат проект землей (200 га). А французский концерн, вложив примерно 300 млн евро, к 2010 году собирается построить завод на 2600 рабочих мест проектной мощностью 150 тыс. автомобилей в год. По словам Альтона, на заводе будут собирать автомобили среднего класса, вроде Peugeot 308 и Citroen-С-4, причем в первый год производства планируется выпустить 75 тысяч штук.
Некоторая нерасторопность в принятии решения - строить или не строить сборочный завод - уже аукнулась французскому автоконцерну. Продажи его автомобилей в 2007 году в России блестящими не назовешь. Автомобили Peugeot, например, по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ (Association of European Businesses, АЕВ), пусть и показали рост продаж на 63%, но переместились с 15 на 17 место в списке самых продаваемых иномарок (подробнее см. таблицу). Да и количественные показатели не впечатляют: 24951 штук против, например, 175793 проданных автомобилей Ford. Автомобили же Citroen и вовсе оказались в минусе: их продажи упали на 6%, при том что в среднем рынок новых иномарок вырос на 61%.
Впрочем, к безнадежно опоздавшим концерн PSA - Peugeot Citroen, равно как и компании Suzuki, Hyundai и Mitsubishi, которые подписали соглашения о промсборке с МЭРТ только в 2007 году, отнести явно нельзя. Автомобильный рынок России еще далек от насыщения. Как прогнозирует компания Ernst & Young, к 2010 году, когда должны заработать новые сборочные производства, рынок сможет вместить 3,8 млн автомобилей, причем 2,5-2,8 млн из них будут новыми иномарками. Для сравнения: в 2007 году, по данным АЕВ, в стране было продано 2,3 млн новых легковых автомобилей, и 1,6 млн из них - новые иномарки.
В общем же, прогнозы вполне оптимистичны. И для прописавшегося сегодня на российском рынке PSA - Peugeot Citroen, и для остальных 22 участников сборочных проектов. Впору, вспомнив сталинские образца 1934 года реляции, повторить: «У нас не было автомобильной промышленности, теперь у нас есть автомобильная промышленность». Но действительно ли она у нас теперь есть?
В идеале подобные проекты - привлечение ведущих мировых автоконцернов для сборки автомобилей на территории страны - проводятся не только в угоду потребителю, но и с мыслью подтянуть отечественную промышленность. И прежде всего - в надежде на импорт технологий, которые внедрят многочисленные предприятия, производящие автокомпоненты, да и смежные с автопромом отрасли. То есть ожидая синергетический эффект.
Пока в России даже признаков подобного эффекта не наблюдается.
Судите сами: все проекты промышленной сборки предполагают 30-процентную локализацию производства в течение первых пяти лет сборки автомобилей, и 50-процентную - через 7-8 лет. Пока ни одно сборочное предприятие, работающее в России на таких условиях, не отпраздновало даже пятилетие. Те же, что успешно собирают и продают свои автомобили по другим схемам, успехами в деле «русификации» производства похвастаться не могут.
В этом смысле показателен пример завода Ford во Всеволожске. Он начал работать с 1999 года. Тогдашнее соглашение Ford с правительством России предусматривало, что к 2007 году завод выйдет на 50-процентную локализацию производства. Но летом 2006 года выяснилось, что использовать в производстве автомобиля компоненты, произведенные в России, у компании не получается. Официальные ее объяснения по этому поводу были скупее некуда, но между строк читалось: по причине полной негодности произведенных в России автокомпонентов. Длительные переговоры с МЭРТ привели к тому, что в августе 2006 года всеволожский проект переоформили, подведя его под новый вариант соглашения. По этому соглашению Ford должен обеспечить 30-процентную локализацию уже к 2012 году.
Почти очевидно, что любой из последовавших за Ford автосборщиков, столкнувшись с аналогичными проблемами, решать их будет так же: путем переговоров с МЭРТ. Будет особо упирать на количество созданных рабочих мест и многомиллионные инвестиции. И получать отсрочку в локализации. В масштабе страны это значит, что проект возрождения отечественного автопрома в широком смысле, с учетом сотен компаний-смежников, окажется пшиком. Одна радость, что люди будут стоять в пробках в комфортных машинах.
Таблица
Продажи новых иномарок в России в 2007 году
Место Марка продажи, штук Рост по сравнению с 2006 годом, %
1 Chevrolet (включая СП GM-АвтоВАЗ) 190553 71
2 Ford 175793 52
3 Hyundai 147843 47
4 Toyota 145478 52
5 Nissan 116498 54
6 Renault 101166 40
7 Mitsubishi 100609 46
8 Daewoo 91302 37
9 Kia 78616 31
10 Opel 66329 232
11 Mazda 50592 57
12 Honda 38631 146
13 Chery 37120 245
14 Volkswagen 32002 67
15 Suzuki 28597 77
16 Skoda 27535 86
17 Peugeot 24951 63
18 Volvo 21077 94
19 Subaru 15553 105
20 Mercedes-Benz 15330 65
Всего (с учетом иномарок, не вошедших в top-20) 1645630 61
Источник: Association of European Businesses
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции