Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Россельхознадзор объявил 23 января о решении ввести запрет на ввоз растениеводческой продукции из Индии. Новость весьма несвоевременная: сейчас в Индии начинается год России, цель которого - углубить культурные и, не в последнюю очередь, торговые связи между странами.
Временный запрет на ввоз в Россию всех видов растительной продукции из Индии должен вступить в силу 28 января 2008 года. Россельхознадзор говорит, что во всем виноват маленький (1,6-3,2 мм) тропический вредитель, капровый жук, обнаруженный на днях в партии индийского кунжута. Это прожорливое насекомое ест все подряд, от муки до бумаги. В его рационе более 100 видов растений, включая такие важные сельхозкультуры, как рис, ячмень, рожь, мука, и орехи. Вдобавок ко всему, вредитель необычайно живуч и очень быстро размножается. Пока капрового жука в России нет, но если незваный южный гость у нас осядет, то, по подсчетам Россельхознадзора, прямые потери «вследствие выбраковки и уничтожения товарной продукции могут составить от 167 млн до 5,726 млрд руб. в год».
Впрочем, потери наш продовольственный рынок понесет в любом случае - запрет на ввоз индийской продукции ударит по рынку чая и кофе, а также рынку риса и арахиса. По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году в Россию было завезено 160 тыс. тонн чая, из них 40 тыс. тонн (на $100 млн) было поставлено из Индии. На долю Индии приходится 8 тыс. из 50 тыс. тонн импортированного зеленого кофе. Наконец, ежегодно из Индии поставляется риса и арахиса на $50 млн. А вот кунжута, из-за которого все и началось, ввозится не так много - около 2 тыс. тонн (на $3 млн).
Большая часть (до 95%) поставляемого из Индии чая идет на российские фасовочные предприятия. Если запрет не снимут, по прогнозам участников рынка, нефасованный чай подорожает на 20-25%. Примерно на столько же вырастут и розничные цены. Еще сильнее - до 50%, может подорожать кофе. Сейчас на складах компаний есть месячный запас сырья. Если за месяц ситуация не будет улажена и запрет не снят, то в марте мы ощутим первые последствия очередного приступа бдительности Россельхознадзора.
У российских фасовщиков есть возможность переключиться, например, на чай из Кении или Шри-Ланки (Цейлон), но и это не спасет рынок от роста цен. Во-первых, налаживание новых путей поставки займет не один месяц. Во-вторых, обе упомянутые страны политически нестабильны, что неминуемо скажется на ценах поставляемого из них сырья.
Известие о запрете на ввоз растениеводческой продукции из Индии оказалось очень некстати - 2008 год объявлен в Индии годом России. В рамках этого года, помимо культурных, планируется и проведение мероприятий, связанных с экономическим, научно-технических и другими аспектами российско-индийского сотрудничества.
Весь мир сейчас рассматривает Индию как один из наиболее перспективных рынков. Недаром эту страну один за другим посещают европейские лидеры. Но до сих пор товарооборот между нашими странами не дотягивает и до $5 млрд, к 2010 году российские власти собираются довести его до $10 млрд (для сравнения: товарооборот между Индией и Китаем к этому времени составит порядка $40 млрд).
Впрочем, все может и обойтись. Ведь нынешний случай ограничений на поставки индийской сельхозпродукции - не первый. Прошлым летом Россельхознадзор уже вводил ограничения на поставки из Индии риса, арахиса и кунжута - причиной служило несоответствие ввозимой продукции санитарным нормам. Тогда спустя месяц запрет был полностью снят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции