Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Никаких признаков предвыборной кампании Дмитрия Медведева не наблюдается. Его поездка на Урал сопровождалась, как и обычно, лишь заявлениями о жилье и прочей социалке. Поговаривают, что в правительстве ему готовят нечто вроде социально-экономической программы. С учетом грядущей инфляции. Да еще 22 января ожидается его выступление, которое вроде бы должно открыть предвыборную кампанию. Но пока ничего нет. Ибо ситуация, в которую попали чиновники, которые и должны всем этим заниматься, весьма сложна. И главная сложность в том, что позиции Дмитрия Медведева прочны и продолжают улучшаться. А это вовсе не так приятно для людей аппаратных, которые окончательно запутались.
Конечно, на дворе не тридцать седьмой год с его поговоркой: «ну и времена: не знаешь, кому кадить, а кому гадить». Более того, на дворе вовсе не тридцать седьмой год с его ясной позицией верховного правителя по отношению к чиновникам-исполнителям: никаких договоренностей, полное подчинение под страхом полного истребления. А в дальнейшем - функционирование в режиме постоянного ожидания нового большого террора. На дворе совсем даже не тридцать седьмой год, потому что высшая власть вообще не рассматривает собственный властный аппарат как нечто достойное договоренностей или же, напротив, запугивания.
Аппарат же, в свою очередь, ожидает подвохов. И понимает, что рейтинг Медведева ни в коем случае не должен превышать показатели Путина. Потому что, как уже открыто говорится, в России будет либо технический президент, либо технический премьер. И пока более вероятен вариант с техническим президентом, да и то лишь при условии, что все и дальше будет идти так, как намечено.
А вдруг не пойдет? Еще совсем недавно все были уверены, что преемником станет Сергей Иванов. Помнится, один из юных пропагандистов даже слухи распускал, что его вот-вот назначат управлять департаментом, то бишь возглавить предвыборный штаб Сергея Борисовича. Однако не назначили. Ни того, ни другого. И нет никакой уверенности в том, что преемничество Дмитрия Медведева не является очередной операцией прикрытия.
По всем этим причинам ожидать активной предвыборной кампании Дмитрия Медведева пока не стоит. Более того, есть основания предполагать, что направленность его публичных выступлений останется прежней. Будет лепиться образ президента, занятого решением социальных проблем и особенно не вмешивающегося в дела экономические и оборонные. Но образ образом, а жизнь жизнью. И ежели Медведева действительного готовят на роль технического президента, то ведь придется что-то делать с его конституционными полномочиями.
Тут есть три варианта. Первый - передача под тем или иным предлогом, либо без предлога президентских полномочий Владимиру Путину. Второй - пересмотр Конституции вскоре после инаугурации нового президента и установление в России парламентской республики. Третий - странноватый дуумвират, который дезориентирует значительную часть политической элиты и раздробит ее. При этом Конституция не будет тронута, но реальные полномочия президента сократятся. Вот, например, недавнее решение главы государства о передаче контроля над собственностью России за границей от управления делами президента Министерству экономического развития и торговли. Может быть, так, текучка. А может быть, первый шаг по усилению правительства и его главы.
Тут ведь в чем противоречие. На протяжении последнего времени очевидной была тенденция к сокращению возможностей правительства и расширению влияния президента и его окружения на экономику страны. Некоторые эксперты определяли этот процесс как передачу доходной части экономики в госкорпорации, а расходной, прежде всего, социальной - в ведение правительства. Разумеется, трудно представить себе, чтобы Путин согласился с таким распределением полномочий, если он станет главой правительства.
Но опять же «если». Которых уже так много, что намечается некоторая усталость от политики, основанной на недомолвках, дезинформации, неясности и непрозрачности. Причем это усталость того самого политического аппарата, который призван эту политику осуществлять. Конечно, непрозрачность до известной степени выгодна людям во власти и при власти, но лишь до того предела, за которым начинается зона политических рисков.
А ситуация вокруг предвыборной кампании Дмитрия Медведева по всем аппаратным меркам очень рискованна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции