Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости.
Россия не позволит Косово стать полноценным государством в случае одностороннего объявления независимости: она наложит вето на его членство в ООН и других международных организациях. Эту позицию озвучил на заседании Совета Безопасности российский постоянный представитель в ООН Виталий Чуркин.
От заседания, посвященного косовскому вопросу, мало кто ждал конкретных результатов. Их и не было. Сербские и косовские представители в очередной раз озвучили диаметрально противоположные позиции. Первые требуют сохранить край в составе Сербии, утверждая, что в противном случае будут попраны принципы международного права и нарушена резолюция Совета Безопасности ООН 1244, предполагающая территориальную целостность Сербии. И по-прежнему готовы в качестве компромисса предоставить краю самую широкую автономию - по примеру Гонконга и Аландских островов. Вторые не рассматривают никаких других возможностей, кроме реализации собственного права на самоопределение.
Российский постпред предложил свой вариант косовского урегулирования - «дорожную карту», то есть «концепцию плана действий международного сообщества, которые подкрепляли бы переговоры сторон о будущем статусе края». По словам Чуркина, с последнего заседания 19 декабря (то есть после появления в Совете Безопасности новых непостоянных членов) число стран, готовых поддержать российско-сербскую позицию, выросло. «При новом составе Совбеза наша позиция имеет большую поддержку, чем это было при прошлом Совбезе, - сообщил он. - Грубо говоря, если бы вопрос решался арифметическим большинством, то неизвестно, в чью бы пользу склонилось это большинство». На стороне России по-прежнему Китай, предложивший «выработать взаимоприемлемый временный механизм статуса края». США продолжают упорствовать: постпред этой страны Залмай Халилзад заявил, что единственный выход из тупика - «План Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем.
Однако пока ни Приштина, ни Вашингтон, видимо, окончательно не определились с датой, когда именно о независимости будет объявлено официально. «Для окончательного решения статуса время не наступило», - заявил Халилзад. Премьер Косово Хашим Тачи, бывший полевой командир Армии освобождения Косово по прозвищу «Змей», после своей победы на выборах обещал провозгласить независимость уже в феврале. Но теперь конкретных сроков он не называет, скорее всего, чтобы не разочаровывать косоваров очередными невыполненными обещаниями. В Нью-Йорке он лишь ограничился репликой: «Это (объявление независимости) произойдет очень скоро - как только США и Евросоюз будут готовы ее признать».
Независимость Косово - судя по всему - действительно исключительно вопрос времени. Похоже, это понимают даже те, кто упорно пытается сдержать статус края в рамках международного права. Но какого именно времени? Когда Приштина пойдет на решительный шаг? Ведь косовские политики вот уже почти год как называют различные сроки отделения от Белграда. И каждый раз их «срывают».
Последний «час икс» по-прежнему намечен на февраль-март. Приштина (а с ней и Запад) хотят дождаться результатов президентских выборов в Сербии, первый тур которых состоится 20 января, а второй, в случае если он будет, - в начале февраля. Логика проста: объявлять независимость до голосования - самоубийство. В этом случае пост главы Сербии точно достанется националисту Томиславу Николичу из Сербской радикальной партии, чей лидер Воислав Шешель находится в Гаагской тюрьме. С Николичем, который ради сохранения Косово готов пожертвовать всем, в том числе отношениями с Западом, вести переговоры будет практически невозможно. Его основной соперник на выборах, нынешний глава государства Борис Тадич стоит на куда более лояльных позициях к тому же Евросоюзу - считая, что Сербия, хотя и обязана попытаться сохранить Косово, все же «не должна лишать себя шанса стать членом ЕС».
И Тадич, и Николич ломают голову над тем, чем Белград реально может ответить Приштине на провозглашение независимости. Сербские политики все чаще говорят: помимо санкций, которые они введут (это закрытие границы и прекращение энергопоставок в край), возможны и другие меры - в том числе возвращение в Косово российских военных, выведенных в 2003-м. Однако Москва эту информацию пока не подтверждает. Еще одна «адекватная мера» сводится к усилению присутствия в Косово представителей официального Белграда. Так в январе министр правительства Сербии по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич открыл в Митровице - городе, разделенном на сербскую и албанскую части, - свое представительство. Это означает одно: в случае провозглашения независимости в населенных сербами районах продолжат функционировать сербские институты власти, а Белград попытается де-факто вывести эти территории из-под юрисдикции косовских властей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции