Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Распоряжение российского президента от 14 января, позволяющее итальянской компании Alenia Aeronautica приобрести блокирующий пакет акций ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», повышает шансы российского авиапрома вскоре вывести свою новинку - рейсовый лайнер Sukhoi Superjet-100 на международный рынок. А торопиться нужно - конкуренты вовсю наступают на пятки. И не только традиционные канадский Bombardier и бразильский Embraer, которые пока доминируют на рынке региональных самолётов, но и новички. Например, китайский ARJ-21, презентованный в конце декабря в Шанхае, или японский Mitsubishi regional jet, серийный выпуск которого запланирован на 2012 год. А ещё - совместный российско-украинский «одноклассник» Ан-148, к производству которого приступят воронежские и киевские авиастроители.
Между тем, «Сухой» намерен запустить в серию свой амбициозный проект уже в следующем году. Всего же до 2024 года он предполагает продать до 800 новых машин. При этом большая часть из них - 500 самолётов, по замыслу, предназначена для зарубежных перевозчиков.
Проект этот дорогостоящий - по некоторым оценкам, он обойдётся почти в $1,5 млрд. Для его выполнения нужны долгосрочные кредиты, которые ещё нескоро отобьются. Поэтому коммерческие банки, прекрасно осознавая все риски, связанные с запуском нового гражданского лайнера, пока взяли паузу. Интерес к нему проявили только некоторые государственные банки, которые в 2005 году подписали с компанией соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Скажем, «Внешэкономбанк» профинансирует поставки SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот», а Сбербанк выделил кредит в €100 млн сроком на десять лет.
Параллельно с поиском средств, необходимых для запуска самолёта и реконструкции авиационных предприятий в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске, где он будет производиться, руководство «Сухого» озаботилось и наполнением портфеля заказов. Первым и главным заказчиком Sukhoi Superjet-100 стал «Аэрофлот», который намерен приобрести несколько десятков машин. Заинтересовались им и другие авиаперевозчики. В частности, та же Alenia Aeronautica, подписавшая на парижском авиасалоне контракт на поставку 10 таких самолётов и ставшая таким образом первым зарубежным покупателем.
Отныне именно эта итальянская компания становится главным партнёром российских авиастроителей. До 2009 года она планирует инвестировать в проект почти $200 млн. Более того, Alenia поможет привлечь другие кредиты, наладить продажу и послепродажное обслуживание самолётов.
Это решение готовилось почти три года. Совместный проект обсуждался и на прошлогодней встрече Владимира Путина с итальянским премьером Романом Проди. Проблема заключалась в том, что российское законодательство запрещает продавать иностранным компаниям блокирующий пакет акций стратегических предприятий. В минувший понедельник президент её решил одним росчерком пера.
Пока что «Сухой» несколько отстаёт от графика. В сентябре минувшего года на церемонии первой выкатки Superjet-100 первый вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что новый самолёт «встанет на крыло» до конца года. Не получилось. Теперь полёт отодвигается, видимо, на весну. Заказчики, и в первую очередь «Аэрофлот», ждут этого события с нетерпением: ведь машины должны прийти на смену ветеранам отечественной авиации - Ту-134, давно выработавшим свой эксплуатационный ресурс.
В целом же потребности отрасли на следующее десятилетие эксперты оценивают в 200-1000 воздушных судов различного класса. Только «Аэрофлоту», как заявляет его гендиректор Валерий Окулов, в ближайшие три года понадобится не менее 130 новых машин. Главная ставка в решении этих задач сейчас делается на Объединённую авиастроительную корпорацию, в состав которой входит и ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».
Президент дал задание руководству корпорации к 2025 году довести производство гражданских лайнеров до 300 «бортов» ежегодно. А тот же Сергей Иванов, курирующий эту отрасль, пообещал, что доля российских самолётов на мировом рынке к тому же «контрольному сроку» возрастёт с нынешнего 1% до 10-15%.
Самый обнадёживающий и наиболее готовый к «выходу в свет» проект - Sukhoi Superjet-100. России он сулит и чисто коммерческие выгоды, и выполнение более важной задачи - возрождения отечественного авиастроения. Но не только: для нас это и дело принципа - ведь это первая разработка гражданского самолёта за весь постсоветский период. Причём, как считают специалисты, по техническим параметрам и экономичности на шаг опережающая аналогичные зарубежные машины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции