ТЕГЕРАН, 11 янв - РИА Новости, Станислав Хамдохов. Гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи в пятницу прибывает с двухдневным визитом в Тегеран.
Как сообщила ранее пресс-служба МАГАТЭ, визит эль-Барадеи осуществляется по приглашению иранской стороны. Главной темой переговоров главы международного атомного ведомства с руководством Ирана станет обсуждение ситуации вокруг ядерной программы и оставшихся у агентства вопросов к характеру исследований иранских ученых в ядерной сфере.
Планируется, что в ходе пребывания в Тегеране эль-Барадеи встретится с президентом страны Махмудом Ахмадинежадом, секретарем Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Саидом Джалили, главой МИД ИРИ Манучехром Моттаки и руководителем Организации по атомной энергии Голямрезой Агазаде.
МАГАТЭ на сегодняшний день не располагает объективными доказательствами наличия у Ирана военной ядерной программы. По данным атомного агентства ООН, иранским специалистам удалось самостоятельно получить на центрифужных каскадах уран с обогащением по изотопу уран-235 на уровне 3,7%. Этот уровень обогащения не позволяет Ирану создавать ядерное оружие, а дает возможность использовать уран только в качестве топлива для АЭС.
В соответствии с соглашением Ирана с МАГАТЭ, достигнутым 21 августа 2007 года, Тегеран обязался до конца 2007 года ответить на все оставшиеся у агентства вопросы к иранской ядерной программе.
Агентство официально уже закрыло ряд вопросов по "ядерному досье" Ирана, в частности, темы иранских газовых центрифуг для обогащения урана "Пи-1" и "Пи-2", металлического урана, вопросы относительно экспериментов Ирана с плутонием, а также происхождение частиц плутония в одном из хранилищ радиоактивных отходов в Кередже (пригород Тегерана).
В настоящее время МАГАТЭ выясняет источник происхождения частиц высокообогащенного урана на отдельных узлах иранского ядерного оборудования, найденного ранее инспекторами агентства в Тегеранском техническом университете. Другие оставшиеся вопросы МАГАТЭ к Ирану касаются уранового рудника в Гчине и экспериментов иранских ученых с полонием.
Однако, как заявил в ноябре прошлого года гендиректор МАГАТЭ во время своего доклада на сессии Совета управляющих агентства, учитывая, что Иран не выполняет Дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, агентство "не в состоянии обеспечить достоверные данные об отсутствии (в стране) незаявленных ядерных материалов и деятельности". Он призвал Иран без промедления возобновить действие Дополнительного протокола. По его словам, МАГАТЭ "необходимо получить максимум ясности не только о прошлой ядерной программе Ирана, но и, что даже более важно, о нынешней".
США и некоторые другие страны Запада по-прежнему подозревают Иран в разработке атомного оружия под прикрытием программы производства атома в мирных целях и требуют от него прекратить все работы по обогащению урана. Тегеран эти обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа имеет исключительно мирную направленность. Заявления иранского руководства подтверждает распространенный в конце 2007 года доклад директора национальной разведки США, в котором сообщается, что до осени 2003 года иранские военные организации работали над созданием ядерного оружия, а затем эти работы были остановлены. Иран в ответ заявил, что никогда не работал над созданием ядерного оружия.
Накануне президент США Джордж Буш, выступая на пресс-конференции в Иерусалиме, вновь указал, что Иран и его ядерная программа продолжают оставаться угрозой для международной безопасности, которой необходимо противопоставить коллективное давление со стороны мирового сообщества.
США, по его словам, собираются и впредь использовать международное политическое давление и экономические санкции для того, что заставить Иран полностью свернуть работы в области атомной энергетики.
Совет Безопасности ООН в связи с нежеланием Тегерана ввести мораторий на обогащение урана в течение двух последних лет принял две резолюции - 1737 и 1747, которые предусматривают санкции в отношении иранской ядерной и ракетной программ. Иран отказался выполнять требования этих документов, назвав их незаконными.
Россия и Китай считают преждевременным усиливать давление на Тегеран, учитывая, что он стал более активно сотрудничать с МАГАТЭ.