Один из ведущих американских специалистов по вопросам СНГ, президент влиятельного консалтингового агентства Eurasia Group Иан Бреммер в интервью корреспонденту «РИА Новости» Дмитрию Горностаеву прокомментировал итоги выборов в Грузии и дал прогноз развития событий в треугольнике Москва-Вашингтон-Тбилиси. По его мнению, победа Саакашвили приведет к обострению отношений с Москвой, что в свою очередь осложнит диалог России и США.
- Господин Бреммер, насколько предсказуемой, на Ваш взгляд, была победа Михаила Саакашвили в первом туре?
- Не удивительно, что Саакашвили оказался лидером по числу собранных голосов, а развитие событий непосредственно перед выборами свидетельствовало в пользу того, что он вполне может набрать больше 50% голосов и выиграть в првом туре. Он провел эффективную кампанию, сконцентрировавшись на ключевых для избирателя проблемах, уделив особое внимание бедности и безработице. Для этого он мобилизиовал государственные ресурсы, внеся поправки в бюджет, чтобы повысить социальные выпалты с целью сократить уменьшить антиправительственные настроения.
Конечно, до конца предвыборной кампании возможность предсказать с высокой долей уверенности, что Саакашвили наберет больше 50% голосов и избежит второго тура, сильно затрудняли два фактора: недостаток заслуживающих доверия опросов общественного мнения и большое число неопределившихся избирателей. Но события последних дней перед выборами, в том числе политический скандал, дискредитировавший Бадри Патаркацишвили, и ограниченные возможности оппозиции по проведению согласованной кампании сделали весьма вероятным вариант, мпри котором Саакшвили набрал бы 50% плюс один голос, что, собственное, ему и было нужно.
- Как вы прокомментируете заявления оппозиции о подтасовках итогов голосования? Считаете ли вы обоснованными призывы к уличным протестам?
- Оппозиция до сих пор настаивает, что итоги голосования были подтасованы, требуя проведения второго тура с участием Саакашвили и его главного оппонента Левана Гачечиладзе. В докладе ОБСЕ (по итогам выборов в Грузии) признается наличие существенных проблем, с которыми столкнулись оппозиционные кандидаты в предвыборный период, и отмечается существенное число нарушений в день выборов. Однако какими бы ни были подозрения оппозиции, доклад ОБСЕ признал, что выборы «соответствуют большинству требований и стандартов ОБСЕ и Совета Европы для демократических выборов».
Оппозиция продолжит жаловаться по поводу злоупотребления государственным ресурсом и использования на выборах госслужащих и военных. Но доклад ОБСЕ утверждает, что нарушения, которые имели место в день выборов, такие как пропажа бюллетеней, медленный подсчет голосов и несоответствия при регистрации избирателей, не были достаточно значительными для того, чтобы изменить результат выборов.
- Существует ли опасность, что протесты превратятся в беспорядки?
- Риск гражданских беспорядков или серьезного политического кризиса в Грузии ограничивают несколько факторов. Итоги выборов получили признание мирового сообщества, а парламентские выборы назначены на весну. И несмотря на обещания оппозиции продолжить протесты и оспорить результаты в суде, доклад ОБСЕ (по итогам выборов в Грузии) и сильная поддержка правительству (Грузии) со стороны мирового сообщества дают основания полагать, что проетсты вряд ли перерастут во что-то большее. А парламентские выборы помогут отвлечь внимание оппозиции на новое поле битвы.
- Есть ли, на Ваш взгляд, разница в официальной позиции США в отношении уличных акций в поддержку Саакашвили во время «революции роз» и протестов против Саакашвили, которые имели место в ноябре прошлого года и которые происходят в Тбилии сейчас?
- В ноябре 2003 года было непреодолимое ощущение - и в Грузии, и в мире - что результаты тех выборов были явно сфальсифицированы. Все независимые экзит-поллы указывали на совершенно иные (отличные от официальных) итоги и свидетельствовали в пользу того, что на самом деле выиграл Саакашвили. Официальная позиция США по поводу нынешних выборов заключается в том, что Саакашвили добился «честной и убедительной» победы и что протесты оппозиции не смогут изменить эту официальную точку зрения. И даже несмотря на некоторые опасения, существующие в Вашингтоне, что Саакашвили иногда вызывает ненужную напряженность в отношениях с Россией, он все равно рассмаривается как союзник США.
- Повлияют ли итоги выборов в Грузи на соотношение внешних сил в регионе в целом, учитывая противоречия в интересах России и США на Кавказе?
- Отношения Грузии, да и Вашингтона с Россией остаются напряженными. Последнее обострение случилось после протестов оппозици (в ноябре 2007 года), в организации которых Саакашвили обвинил Кремль. Нет никакого продвижения в разрешении ряда важнейших споров, включая снятие российского эмбарго на импорт ключевых грузинских товаров или же решение споров по ВТО (о вхождении России во всемирную торговую организацию, чему Грузия продолжает чинить прпятствия). В условиях сохранения власти Саакашвили напряженности в отношениях, скорее всего, прибавится.
Непризнание Россией результатов выборов в Грузии дает основания полагать, что обещания Саакшвили восстановить территориальную целостность (Грузии) будет представлять еще больший риск региональной стабильности. В условиях усиления напряженности в сепаратистских регионах отсутствие ощутимого прогресса в решении этих конфликтов (в Абхазии и Южной Осетии) превращает обещания территориальной реинтеграции в угрозы. Впрочем, Тбилиси вряд ли откажется от сдержанного подхода, и ни Грузия, ни Россия не станут подливать масла в огонь.
Как бы то ни было, накануне весенних парламентских выборов Тбилиси, скорее всего, продолжит свою риторику. Кроме того, возможное одностороннее провозглашение независимости Косово может привести к тому, что сеапратисты в отколовшихся регионах Грузии тоже объявят о своей независимости. И этот шаг Москва вполне может поддержать. Таким образом, в и так уже неспокойных сепаратистких регионах (Грузии) напряженность сейчас гораздо выше обычной.
Политический конфликт между Москвой и Тбилиси еще больше осложнит и без того натянутые отношения России и США. Столкновения в отделившихся регионах (Абахзия и Южная Осетия) могут ухудшить ситуацию. Администрация Буша очень обеспокоена тем, чтобы избежать новых конфликтов с Россией в момент, когда все ее внимание и силы сконцентрированы на внешнеполитических проблемах в Ираке и Иране.