МОСКВА, 31 дек - РИА Новости. В России с 1 января 2008 года вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в области авторского права, а также закон о ее введении в действие.
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении этот законопроект 24 ноября 2006 года и в этот же день депутаты одобрили и закон о введении в действие четвертой части ГК РФ. Через две недели вторично закон и четвертую часть ГК одобрил и Совет Федерации. Президент РФ Владимир Путин подписал четвертую часть ГК РФ и федеральный закон о ее введении в действие 19 декабря 2006 года.
Впервые в российском законодательстве вводится норма, по которой за неоднократное или грубое нарушение прав интеллектуальной собственности суд может принять решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
В частности, в соответствии с новым законом, физическое или юридическое лицо не может использовать чужую интеллектуальную собственность и ее результаты без согласия правообладателя (автора). В случае невыполнения этой нормы, нарушителям законодательства грозит административное или уголовное наказание.
В часть четвертую Гражданского кодекса включены не только традиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности.
Одна группа этих институтов касается таких широко используемых на практике объектов охраны, как право на секреты производства (ноу-хау) и право на фирменное наименование, которые до настоящего времени не имеют единого законодательного регулирования.
Другая группа институтов впервые вводится в российское законодательство. Речь идет о таких новых правах, смежных с авторскими, как право на содержание базы данных и право публикатора произведения науки, литературы или искусства, а также о новом праве на средство индивидуализации - праве на коммерческое обозначение.
Кроме того, в новой редакции четвертой части ГК есть и другие нововведения: государственная аккредитация коллективных управляющих правами и охрана исключительных прав изготовителей баз данных.
Как поясняют разработчики этого кодекса, он систематизирует и заменяет все действующие законы в этой сфере. В частности, закон "Об авторском праве и смежных правах" (1995), Патентный закон (1992), закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (1992).
В свою очередь, закон о введении в действие четвертой части ГК РФ предусматривает, что права, охраняемые к моменту введения в действие четвертой части кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами законопроекта.
Закон предусматривает, что в отношении информации об объектах гражданских прав или сделок с ними собственник или правообладатель вправе установить режим коммерческой тайны.
Мнения об этом законе самые разные. Однако в целом новый режим охраны результатов творчества, как научного, так и в сфере культуры и искусства, нашел одобрение в российском обществе.
По мнению Путина, "этот закон, регулирующий вопросы интеллектуальной собственности, имеет принципиальное значение для развития в России инновационной сферы".
Советник президента РФ Вениамин Яковлев, который возглавлял группу по разработке четвертой части ГК, считает, что ее принятие решит задачу регулирования оборота интеллектуальной собственности в России.
Он также полагает, что принятие документа положительно скажется при вопросе присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО), так как законопроект "направлен на наведение порядка в сфере интеллектуальной собственности и учитывает нормы ВТО и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)".
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Борис Симонов считает, что в России нет никаких препятствий в сфере интеллектуальной собственности для присоединения РФ к ВТО. По его мнению, все правоустановленные нормы по этому вопросу в российском и европейском законодательствах гармонизированы.
Он отметил, что пока в РФ существуют проблемы производства контрафактной аудио- и видеопродукции, однако в то же время существуют и обязательства правительства по усовершенствованию законодательства в области авторского права, и они будут выполнены.
Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев назвал введение в действие четвертой части Гражданского кодекса событием, сопоставимым с принятием Конституции России. Он также отметил, что данный проект соответствует законодательству Европейского сообщества. Обеспечена преемственность правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, сказал Медведев.
Многие представители авторского сообщества - правообладатели, представители звукозаписывающей индустрии, авторы произведений - также положительно оценивают новый этап в развитии интеллектуальной собственности в России.
В частности, по мнению директора Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексея Угриновича, теперь будет оказываться положительное влияние на новые объекты интеллектуальной собственности. Принятие четвертой части ГК, которая упорядочивает деятельность обществ по коллективному управлению имущественными правами (ОКУП), в частности в интернете, не позволит им, как раньше, распоряжаться исключительными правами авторов без их согласия, сказал Угринович. По новому закону все ОКУП должны будут получить государственную аккредитацию, и они должны быть созданы правообладателями, а не создаваться самостоятельно, отметил директор НФПФ.
Директора киностудии "Мосфильм", режиссера Карена Шахназарова, как представителя авторского сообщества, порадовало то, что документ ориентирован на защиту авторов. При этом он считает ненормальным объединение всех законов по интеллектуальной собственности 1990-х годов в один. По его мнению, это противоречит построению нашей системы законодательства.
Вместе с тем, с принятием четвертой части ГК встанет и новая проблема - переподготовка и адаптация правоприменительных, в частности, правоохранительных и судебных органов к новому закону.
Свою точку зрения по этому поводу ранее высказал научный представитель Гильдии по развитию аудио-видео торговли, член экспертного совета по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Анатолий Семенов.
По его словам, обучить и переподготовить всех сотрудников правоохранительных органов и судей нереально, тем более за год (за 2007 год). Можно обучить нескольких офицеров милиции, но никак не всех сотрудников правоохранительных органов, отметил он.
Семенов также сказал, что не решена главная задача - защита потребителей интеллектуальной собственности - их права даже не упомянуты в четвертой части ГК. По его мнению, это связано, в частности, с тем, что в России отсутствует прозрачность системы регистрации прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, в РФ отсутствуют стандарты рынка и торговли в сфере интеллектуальной собственности, добавил он.
Против принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ в целом было высказано и немало других доводов.
В частности, представитель Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPR) в России Ольга Баранникова заявила, что многие правообладатели возмущены тем, что четвертая часть ГК РФ перед внесением в Госдуму не была вынесена на общественное обсуждение.
Законопроект, который отменяет все специальные законы в области интеллектуальной собственности, был подготовлен группой юристов без предварительных консультаций и согласования с правообладателями, чьи права этот законопроект призван охранять, отметила Баранникова.
По ее словам, вся сфера интеллектуальной собственности не может регулироваться только Гражданским кодексом РФ. Нельзя отменять специальные законы об интеллектуальной собственности. Мы принципиально против отмены этих законов. Мнение бизнес-сообщества должно быть учтено, заявила представитель CIPR в России.