Рейтинг@Mail.ru
Предчувствие бензинового кризиса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Предчувствие бензинового кризиса

Читать ria.ru в
Дзен
Пока чиновники разных уровней изучают причины топливного кризиса на Камчатке, а ФАС по привычке ищет заговорщиков, эксперты предупреждают: кризис носит системный характер. Машин в стране становится все больше, а бензина производится меньше, да и тот производителям выгоднее отправлять за рубеж, чем продавать на внутреннем рынке. Это значит, что в ближайшее время волна подорожаний может перекинуться на всю страну.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Пока чиновники разных уровней изучают причины топливного кризиса на Камчатке, а ФАС по привычке ищет заговорщиков, эксперты предупреждают: кризис носит системный характер. Машин в стране становится все больше, а бензина производится меньше, да и тот производителям выгоднее отправлять за рубеж, чем продавать на внутреннем рынке. Это значит, что в ближайшее время волна подорожаний может перекинуться на всю страну.

На начале этой неделе далекий полуостров на восточной окраине России приковал внимание всей страны. Ситуация на Камчатке напоминала сюжет фильма-катастрофы: длинные вереницы замерших у заправок машин, водители с канистрами, отнимающие друг у друга «пистолет», вырванные с корнем шланги бензоколонок.

Камчадалов можно понять - за неделю цена на 92-й бензин поднялась с 24 рублей до 35 рублей за литр. Чтобы снять напряженность, губернатор Камчатки Алексей Кузьмицкий 23 декабря потребовал от владельцев АЗС снизить цены, а заодно дал поручение главе краевого подразделения Федеральной антимонопольной службы Андрею Петрову провести проверку обоснованности повышения цен на топливо у розничных торговцев. Призыв губернатора был услышан - теперь заправки продают топливо по фиксированной цене - 27 руб. за литр 92-го бензина и 28 руб. за литр 95-го, правда, не больше 30 литров в «одни руки».

Чиновники и местные бизнесмены объясняют кризис техническими сбоями. «Уже месяц наши компании, поставляющие автомобильное топливо, работают от танкера до танкера, - посетовал председатель Топливного союза Камчатки Борис Добженецкий. - Перебои в снабжении частных АЗС привели сегодня к возникновению ажиотажного спроса на высокооктановый бензин».

Однако многие эксперты уверены, что камчадалы просто первыми ощутили на себе дыхание приближающегося бензинового кризиса. Подорожание, хотя и не такое резкое, уже началось в разных регионах страны. Даже изворотливый Росстат вынужден был признать, что всего за неделю - с третьего по девятое декабря - бензин в среднем по стране подорожал на 1,8%. А в ноябре - эти данные Росстат опубликовал 25 декабря - рост розничных цен на бензин в среднем по стране составил 2,3%, а оптовых - 6,9%. По официальным статистическим данным, самой «горячей» бензиновой точкой оказалась Республика Алтай: здесь на заправках бензин подорожал за месяц на 8,3%. В Москве и Санкт-Петербурге пока спокойнее: в рознице топливо подорожало на 1,3% и 4,9% соответственно.

В действительности, оптовые цены на бензин пошли вверх еще в марте этого года. Что поделаешь, нефть на мировом рынке дорожает и нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выгоднее отправлять топливо за рубеж, чем продавать его на внутреннем рынке. В результате с начала года оптовые цены на бензин выросли на 22%, но в розницу он подорожал всего на 6-7%. Парадоксы ценообразования объясняются близостью парламентский и президентский выборов и особенностями взаимоотношений между правительством и крупными компаниями-производителями топлива.

В конце июля этого года на заседании правительства тогдашний премьер Михаил Фрадков пригрозил нефтяникам: «взывать к совести, судя по всему, уже не эффективно, будем другими методами работать». Какими именно, премьер не пояснил, но бизнесмены решили не испытывать судьбу, и придержали цены на подконтрольных им АЗС, которые занимают до 40% розничного рынка. При этом хозяева нефтяных холдингов с лихвой отыгрались на независимой рознице, повысив отпускные цены. Независимым заправщикам ничего не оставалось, кроме, как держать низкие цены, жертвуя прибылью. В начале осени они работали на грани рентабельности, сегодня многие несут убытки.

По сути сейчас крупные концерны убивают двух зайцев: укрепляют теплые взаимоотношения с правительством и выдавливают с розничного рынка независимых конкурентов. Последнее производителям топлива особенно выгодно - если компания сама продает бензин, сделанный из добытой ею же нефти, то чистая ее прибыль с тонные нефти повышается вдвое.

Прогноз неутешителен: первая волна подорожаний может начаться уже после нового года - у независимых продавцов просто не хватит сил более сдерживать цены. В результате многие из них в конце концов уйдут с рынка или попадут под контроль нефтяных корпораций. Последние еще какое то время будут сдерживать цены, но совсем недолго. Как только завершатся выборы президента, нефтяники возьмут свое, а значит, розничные цены на бензин в короткий срок могут вырасти примерно на четверть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Хроника бензинового кризиса на Камчатке Preview  Flash

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала