Рейтинг@Mail.ru
"Никола Зимний". Историческая справка - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Никола Зимний". Историческая справка

Читать ria.ru в
Дзен
19 декабря Русская Православная Церковь чтит память святителя Николая. Это один из самых любимых на Руси святых, в его честь воздвигнуто множество церквей, в каждом доме обязательно была его икона. Православная Церковь вспоминает его по четвергам каждую неделю наряду с апостолами.

19 декабря Русская Православная Церковь чтит память святителя Николая. В народе этот день с любовью называется "Никола Зимний". Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершит сегодня Божественную литургию в Николо-Угрешском мужском монастыре, расположенном в подмосковном городе Дзержинский.

Святитель Николай -  один из самых любимых на Руси святых, в его честь воздвигнуто множество  церквей. В каждом доме обязательно была икона святителя, перед ней зажигались неугасимые лампады, перед ней молились о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Православная Церковь воспоминает святителя Николая каждую неделю: по четвергам каждой неделю наряду с апостолами.

По преданию, свт. Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии (историческая область в Малой Азии) в семье благочестивых родителей. До глубокой старости они не имели детей и в непрестанной молитве просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: родился сын, который при крещении получил имя Николай, что значит по-гречески «побеждающий народ».

Юноша воспитывался под руководством своего дяди - местного епископа. В качестве призвания Николай избрал служение Богу. Пройдя путь от младшего церковного служителя до архиерея, он  стал архиепископом города Миры Ликийские. Николай отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавая почти все получаемые деньги. Себе он оставлял только самое необходимое.

Однажды Николай тайно подбросил три узелка с золотом в дом одного человека, который попал в крайне бедственное положение и должен был выдать замуж трех своих дочерей за нелюбимых женихов. Человек впал в отчаяние и решил пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для приданого. Святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы  получил от Бога откровение о преступном намерении отца и решил избавить его от нищеты и духовной гибели. В полночь он бросил в окно золото, а сам поспешно возвратился домой. Отец возблагодарил Бога и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Второй раз повторил свт. Николай благодеяние, а на третий раз отец решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и поблагодарить его: когда святитель бросил тертий узел, отце догнал его и пал к его ногам, но святитель, по глубокому смирению велел никому не рассказывать о случившемся.

За кротость и доброту святитель Николай снискал огромную любовь народа.

Как сказано в житии святого Николая, он совершил путешествие в Иерусалим. Достигнув древнего города, святитель, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм.

Возвратившись в Ликию, святой хотел уйти от мира в Сионскую обитель, но Господь возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; иди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!».

Повинуясь, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании, в видении был указан избранник Божий - святой Николай.

Став архиепископом, Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. При приходе к власти равноапостольного Константина, святитель Николай возвратился к своей пастве.

Еще одним знаменательным событием в житии свт. Николая стал I Вселенский Собор, созванный императором Константином в 325 году, когда распространялась ересь Ария. (Он отвергал божество Христа и не признавал Его Единосущным Отцу.) Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок неподобающим и лишили святителя Николая архиерейского сана и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Тогда свт. Николай был освобожден, ему вернули сан.

Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

Достигнув глубокой старости, в 345 году святитель Николай мирно скончался.

По преданию, его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро. Спустя 7 веков после кончины святителя его мощи были перенесены в город Бари. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан - храмы, мощи и иконы, - подвергались поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили этого сделать. Чтобы сохранить мощи святого, 9 мая (22 мая по новому стилю) апулийцы перенесли святые мощи в Бари и воздвигли для них храм. Сейчас мощи хранятся в мраморной раке, которая находится в подземелье под церковью.

Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая на Руси была построена в Киеве еще  в 882 г -  до официального принятия христианства.

Прекрасно характеризует нам надежду русского воинства на святителя также следующий обычай, соблюдавшийся в Московской Руси. В 9 или 10-м часу вечера, когда запирались ворота Кремля, стража стрелецкая начинала так перекликаться: «Близ собора Успенского часовой страж первый начинал протяжно и громогласно, как бы нараспев: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» За ним второй в ближнем притине возглашал: «Святые Московские чудотворцы, молите Бога о нас!» Потом третий: «Святый Николае чудотворец, моли Бога о нас!» Потом четвертый: «Вси святии, молите Бога о нас!» Пятый: «Славен град Москва!» Шестой: «Славен град Суздаль!» и так называли Ростов, Ярославль, Смоленск и проч. Потом первый опять начинал: «Пресвятая Богородица...» и т. д. Ясно видно, кого, наряду с Божией Матерью и Русскими угодниками Божиими, Русские воины считали своим защитником и покровителем».

Церковное предание хранит свидетельства о множествах чудес, совершаемых по молитвам свт. Николая. Предание о том, как Николай Мирликийский избавил от смерти трех невинно осужденных,  вдохновило И. Репина на написание картины. В клеймах иконы святителя запечатлены чудеса, вошедшие в его жизнеописание. Но не только в книгах и летописях можно прочитать о чудесах святителя: и сегодня святитель как и всегда помогает тем, кто обращается к нему с молитвой, и современные нам чудеса святителя происходят не реже, чем в прежние времена.

Много чудотворных икон святителя были созданы в России и принесены  из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов.

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала