МОСКВА, 17 дек - РИА Новости, Мария Ганиянц. На персональной выставке "AES.AES+F", которая откроется 19 декабря в Московском Музее Современного искусства, будут представлены радикальные проекты, осмысляющие базовые конфликты современной цивилизации, рассказали в интервью РИА Новости участники группы, художники Татьяна Арзамасова и Лев Евзович.
"На первом этаже мы разместим скульптуры и картины "Последнего восстания" (проект участвовал в Венецианской биеннале), на втором - будут два видео "китайского проекта" (видео скульптуры китайской девочки в памперсе, которая находится сейчас в "Русском музее", на третьем - инсталляция "Оазис", бедуинский шатер, с нанесенными на шелке изображениями "исламского проекта", и, наконец на четвертом этаже будут золотые скульптуры детей из проекта Action Half Life", - сообщили художники.
Авторы также добавили, что экспозиция, как и представленные проекты, радикальна по структуре. Они решили устроить эту выставку в минималистском стиле, и отошли от развески работ на стенах, и акценты сделали на видео, свете и объектах.
Группа "AES", в которую входят художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и Евгений Святский (название объединения - аббревиатура их фамилий), была образована в 1987 году. В 1995 году к ним присоединился фотограф Владимир Фридкес, и название группы получило прибавку в виде буквы F.
На Западе художники прославились своим "Исламским проектом", в котором главные достопримечательности мировых столиц приобрели "исламский акцент": талибы обосновались на Красную площадь, на Собор св.Петра в Риме был водружен купол мечети, а лицо знаменитой статуи Свободы скрывалось под паранджой. Примечательно, что проект стартовал в 1996 году, задолго до 11 сентября 2001 года.
В 2007 году проект "Последнее восстание" (The Last Riot) стал хитом русского павильона на Венецианской биеннале.
ИСКУССТВО И КОММЕРЦИЯ
По мнению группы "AES+F", актуальное искусство, как элемент цивилизации, сегодня тесно связано с экономикой.
"В современном искусстве происходят те же процессы, что и в современном кино. Выставки и биеннале - те же мировые премьеры блокбастеров. Но у современного искусства есть принципиальное отличие - его эксклюзивность. Видеть искусство могут миллионы, обладать - единицы", - уверенно заявляет Евзович.
По словам Арзамасовой, сегодня продается не только скульптура и живопись, но и другие формы искусства, от масштабных инсталляций до видео: "Люди специально строят помещения, чтобы размещать видео-проекты или инсталляции, которые предварительно, как во времена барокко, широко демонстрируются на публике".
"Я уверен, что актуальное искусство является основным видом современной культуры, ее базой. Это давно поняли в США и Европе: там в каждом городе есть либо музей, либо центр современного искусства. А в Китае продвижение национального актуального искусства и вовсе часть госполитики. К 2015 году у них запланирована постройка 1000 музеев современного искусства! Там даже арт-журнал для профессионалов издается числом в 600 тысяч экземпляров", - пояснил Евзович, комментируя рост цен на современное искусство.
Арзамасова добавила, что "китайцы поняли - современное искусство есть лицо государства, и еще в 90-е годы создали фонд в поддержку своих художников. Не удивительно, что теперь китайское искусство самое дорогое в мире".
Художники рассказали, что и у них в скором времени намечается выставка в Пекине. "Нас собирается выставлять корейская галерея Arario, работающая, к примеру, с Демианом Херстом. Они решили, что мы - восходящие звезды российского арта. Если повезет, то некоторые из тех скульптур, которые представлены на нынешней выставке в Москве, будут увеличены во много раз и отлиты из стали, установят в одном из городов Южной Кореи", - пояснила Арзамасова.
Хотя их работы находятся в ведущих музеях мира, художники считают, что по-настоящему их оценили только после Венецианской биеннале 2007, где было представлено "Последнее восстание". "После Венеции наши работы существенно подорожали, а это далеко не всегда случается с участниками биеннале", - признался Евзович.
"Участие в некоммерческих форумах, таких как биеннале, становится важным для финансового успеха художника. Впрочем, это процесс взаимный. Например, ярмарки, цель которых именно продавать искусство, все больше внимания уделяют некоммерческим проектам", - пояснила Арзамасова.
РОССИИ НЕ ХВАТАЕТ ХУДОЖНИКОВ
Характеризуя российскую ситуацию в сфере современного искусства, художники отметили и небольшое количество специализированных галерей, музеев: "В России актуальное искусство пока в мейнстрим не включено, сказывается наследие Совка", - уверен Евзович.
"Виной всему дикость чиновников от культуры, их нелепые суждения приводят к таким казусам, как история с выставкой "Соц-арт". Кроме того в России, по сравнению с той же Германией очень мало художников, а хороших художников еще меньше", - отметил он.
Но потенциал есть и в первую очередь, по мнению художника, в русских коллекционерах.
Размышляя над процессами современного искусства, авторы пришли к выводу, что если в 90-е году существовали определенные направление, которые можно было определить в искусстве, как жесткое и исповедальное, то в ХХI веке мейнстрим исчез, а остались отдельные художники, задающие направление арт-процессам.
Арзамасова добавила, что "AES+F", по-прежнему, считают себя радикалами, хотя их частенько обвиняют в гламуре: "Это особенность России, где наши работы, выглядящие как отравленная конфета, воспринимают как гламур. К сожалению, здесь даже профессионалы разучились смотреть внутрь предмета и видеть суть".
В завершении беседы художники поделились своими планами на будущее. 16 февраля у них будет масштабная выставка в MACRO в Риме, затем участие в фестивале современного искусства в Австралии, и наконец презентация нового "фарфорового проекта" на Арт-Базель.
"Мы делаем проект "Европа-Европа" на основе классических пасторальных фарфоровых статуэток. Только вместо пастушка и пастушки в фривольных и эротических сценах будут принимать антагонисты современности: скинхед будет ласкать турчанку, фашистка обнимет юного хасида, а антиглобалистки совратят полицейского", - рассказала Арзамасова. Она добавила, что в завершенном виде проект представляет собой классический шкафчик-горку для фарфора.