Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года является основным правовым актом, регулирующим отношения между потребителем и продавцом товаров или услуг.
Закон устанавливает основные права потребителя:
- право на качество означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу);
- право на безопасность: потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными;
- право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести;
- право на возмещение ущерба: за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
- срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности: на товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) потребитель может предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков.
12 декабря 2007 года вступили в силу поправки в закон "О защите прав потребителей", которые существенно расширят их права.
Изменяются общие правила возврата и замены некачественных технически сложных товаров. Теперь покупатель в случае обнаружения малейшего дефекта в технически сложных товарах в течение 15 дней после покупки имеет право вернуть их продавцу или потребовать замену. Прежде такое было возможно лишь в том случае, если недостатки признавались существенными, но добиться этого было крайне сложно, так как продавцы и сервисные центры делали все возможное, чтобы приписать причину их появления покупателю. Список технически сложных товаров пока не велик. В него входят автомобили, стиральные машины, холодильники и компьютеры. В ближайшее время этот список может быть расширен.
По новому закону товар можно заменить, если он находится в ремонте в общей сложности более 30 дней в течение одного года.
Одна из самых существенных поправок касается сроков гарантийного ремонта. Установлен максимальный срок - не более 45 дней. При задержке хоть на день покупатель вправе отказаться от ремонта и потребовать возврата денег либо замены вещи на новую - такую же либо другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены.
Вводится плата за нарушение срока поставки товара - теперь она составляет в день 0,5 процента от суммы предоплаты.