Наргиз Асадова, обозреватель РИА Новости.
6 ноября и 6 декабря в рамках совместного проекта информационного агентства «РИА Новости» и радиостанции «Эхо Москвы» выступили два американских эксперта по России - директор Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований Джорджтаунского университета Анджела Стент и старший директор международной бизнес-консалтинговой фирмы Kissinger Associates, Inc Том Грэм.
Их интервью прозвучали абсолютным диссонансом на фоне общего критического тона американской прессы в адрес Кремля и негативной риторики российских средств массовой информации в адрес политики Белого дома.
Так, Том Грэм не согласился с оценкой Госдепа США по поводу недавно прошедших в России парламентских выборов. Напомним, что внешнеполитическое ведомство США выразило «обеспокоенность использованием административного ресурса в пользу 'Единой России', пристрастностью государственных СМИ, запугиванием оппозиции и неравными возможностями, предоставленными оппозиции и партии власти". Господин Грэм был гораздо более мягок в своей оценке, заявив, что во время предвыборной кампании были «некие издержки». Более того, Том Грэм считает, что вопрос построения или непостроения демократии в России - это проблема, прежде всего, самой России и ее граждан, а вовсе не Госдепа США.
Со своей стороны Анжела Стент завила о том, что ни о какой «холодной войне» между Россией и США речи не идет, поскольку «мы не являемся соперниками в идеологической сфере, и продолжаем сотрудничество во многих областях».
Негативную риторику Москвы в адрес США и Запада в целом оба эксперта не считают сутью российско-американских отношений. Анджела Стент убеждена, что резкие высказывания российских и американских политиков связаны прежде всего с набирающими обороты президентскими кампаниями в обеих странах. «Началась избирательная кампания и, к сожалению, она не всегда провоцирует трезвые разговоры», - заявила Анжела Стент.
Том Грэм и вовсе считает, что критика политической системы в России лишь раздражает Кремль и мешает решать гораздо более стратегически важные для США задачи: «защита ядерных объектов в России, в США, третьих странах мира, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с ядерным терроризмом и мирный атом».
Важно отметить, что оба эксперта совсем недавно были советниками администрации Джорджа Буша, то есть имели возможность оказывать непосредственное влияние на политику США в отношении России. Анджела Стент с 2004 по 2006 год возглавляла департамент по исследованию России в Национальном совете по Разведке США, а Том Грэм с 2002 по 2007 год работал советником Джорджа Буша по России в Национальном Совете Безопасности. И все же именно во время второго срока президентов России и США российско-американские отношения были значительно испорчены.
Пожалуй, одной из главных причин растущего непонимания между Россией и США является несовпадение в восприятии существующих угроз. Главной угрозой существующему миропорядку США видят усиление Ирана на Ближнем Востоке и распространение международного терроризма. И чтобы противостоять этим угрозам, по словам Тома Грэма, «в американских интересах, чтобы Россия была дееспособной державой». «Потому, что без такой России гораздо труднее создать те условия на Ближнем Востоке, которые отвечают нашим американским стратегическим интересам», - не скрывает господин Грэм.
Однако в самой России об иранской угрозе говорят гораздо реже, чем об угрозе с Запада. Известия о введении в эксплуатацию в Иране сотни-другой центрифуг по обогащению урана вызывает в Москве куда более спокойную реакцию, нежели сообщение о возможном принятии в НАТО нескольких новых членов. "Когда НАТО говорит об угрозах с юга, но при этом расширяется на восток, это свидетельствует как об абсолютном непонимании ситуации, так и о неискренности руководства альянса", - заявил новый постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. "Процесс расширения НАТО не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе", - говорится в заявлении российского МИДа, в котором также подчеркивается, что планируемое расширение альянса станет "серьезным провоцирующим фактором, чреватым появлением новых разделительных линий".
Столь разное восприятие внешних угроз привело к тому, что Россия и США не соглашаются целиком ни по одной ключевой международной проблеме. В частности, Москва выступает против размещения американской системы ПРО в Польше и Чехии, угрожая перенаправить свои ракеты на эти страны. Официальная реакция Москвы на письменные предложения, переданные министром обороны США Робертом Гейтсом и госсекретарем США Кондолизой Райс, была тоже негативной. "Бумагу мы получили. В ней, к сожалению, произошел серьезный откат", - заявил глава МИДа РФ Сергей Лавров. По словам российского министра, уже не идет речи о пребывании российских офицеров на объектах ПРО в Чехии и Польше. И, самое главное, Вашингтон оставил за собой единоличное право активизировать систему, когда сочтет это нужным. «После того, как вызовы и угрозы со стороны Ирана оказались блефом Вашингтона, стало совершенно очевидно против кого направлены ПРО в Европе», -- заявил Сергей Лавров.
Намерение Вашингтона установить систему ПРО в Центральной Европе, наряду с перспективой размещения военного контингента НАТО в Болгарии и Румынии стало поводом для России заморозить свое участие в ДОВСЕ. В свою очередь Североатлантический альянс заявил о том, что блокирует программу сотрудничества с Россией на 2008 год. Анжела Стент считает, что выход России из ДОВСЕ - это временное явление, и «через несколько месяцев могут быть достигнуты дополнительные договоренности». Однако последние заявления начальника Генштаба России Юрия Балуевского свидетельствуют о том, что позиции США и России не сблизятся до тех пор, пока у них нет одинакового восприятия внешних угроз. "Наше предложение остается в силе: давайте определимся с угрозами. Нет необходимости развертывать в Чехии радар и закапывать в Польше ракеты, которые не прошли достаточных тестов", - заявил Юрий Балуевский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции