Свершилось. То, чего ждали последние 2 года, а особенно - последние недели, обрело плоть и фамилию. Вчера четыре партии пришли к Путину с согласованным кандидатом в президенты. Президент выбор поддержал, сказав, что знает Дмитрия Медведева 17 лет, и это очень хороший вариант для страны.
Любопытно: в конце прошлой недели появились слухи о том, что имя преемника может стать известно раньше, чем пройдет судьбоносный съезд партии (напомним, судьбоносный намечен на следующий понедельник, 17 декабря). А съезд, в свою очередь, кандидатуру поддержит. Однако, по некоторым сведениям, известия ждали ближе к концу этой недели, а уж никак не в понедельник. Переиграли снова всех.
Во-первых, таки нашли комбинацию, расширяющую электоральную базу, - действительно, многие полагали, что преемнику идти от одной партии не очень правильно. Даже от двух не очень - России Единой и Справедливой. Придумали хорошо: собрали четыре структуры, представив как бы сразу весь спектр электоральных предпочтений.
Во-вторых, сколько бы ни клял Путин в последние недели Запад, решение явно принималось с оглядкой на реакцию цивилизованного сообщества. В глазах этого сообщества Медведев давно заслужил репутацию либерала, следовательно, его появление на посту нивелирует многие претензии к России последнего времени. И действительно, некоторые «западники» в понедельник были в восторге: «Liberal Medvedev!» - восклицали они и расточали благодарности в адрес Путина.
В-третьих, выбрали все же максимально нейтрального для разных кланов. Об этом в день выдвижения говорилось уже много: кандидатура Медведева должна устроить если не всех, то подавляющее большинство. Другой вопрос - об этом тоже много говорили оба последних года, - сможет ли юрист-цивилист Медведев эффективно управлять конгломератом спецслужб, военных и военизированных ведомств, кои сильны и многочисленны?
Вот здесь может быть интересная развилка. Выбрав Медведева, Путин может спокойно уходить без всяких институтов и кресел, в которые его пытались посадить. Медведев лоялен и не начнет играть против предшественника; Медведев обладает навыком прислушиваться к советам тех, кого уважает (редкое, кстати, качество по нынешним временам). Любопытен еще один штрих: упорно поговаривали, что сам Медведев не хочет быть президентом. Говорили, что порой это было так видно, что «просекли» даже западные эксперты. Может, отчасти поэтому Путин и остановил на нем свой выбор? Наконец, Медведев будет чтить вклад, достижения и рейтинг Путина. Который, в свою очередь, сможет оставаться в политическом пространстве, одновременно находясь вне формализованных институтов.
Этот тезис натыкается на излюбленное возражение: что заставит часть истеблишмента прислушиваться к мнению того, у которого нет рычагов? Отнюдь. Не стоит забывать, что весь последний год проверенные сторонники, знакомые, сослуживцы и коллеги методично назначались на высокие посты в разных ведомствах и корпорациях. Затем корпорации обеспечивались многомиллиардным финансированием. Все эти люди а) назначенные, б) получившие сферу ответственности, в) средства, - обязаны лично Путину и не смогут забыть об этом на следующий день после выборов.
Чем еще мог руководствоваться Путин, делая выбор в пользу Медведева? Возможно, он правда решил, что сейчас стране требуется, с одной стороны, продолжатель его курса и надежный член команды, а с другой, - своего рода модернизатор, не обремененный советским прошлым. Иными словами, чтобы в его «наследии» не числились не только «органы», но и разные парткомы, профкомы и прочие «комы».
Остается, конечно, несколько вопросов, ответы на которые либо еще не получены, либо будут получены только с течением времени. К «оперативным» относится судьба различных уже упомянутых ведомств «со звездочками». На этом сходятся почти все наблюдатели: Путин не может оставить Медведева барахтающегося среди чекистов-мастодонтов. Варианты - либо он станет контролировать их сам (что возможно, но все же это лучше делать через формализованные полномочия), либо под конец своего срока, а то и раньше, произведет серьезные кадровые перестановки в различных «органах». На паре ключевых ведомств ему нужен не просто свой человек, но человек, который знает корпорацию и который сможет ее удержать. Не исключены и новые модификации разнообразных «балансов», в коих Путин разбирается уже виртуозно.
Вопрос, на который ответит лишь время, - каким станет Третий (Путин - второй президент РФ)? Один восточный мудрец говорил: стать президентом и быть президентом - это огромная разница. В России - тем более. Бремя поста настолько велико и тяжело, ответственность столь колоссальна (а ныне к ней добавляются два «отягчающих обстоятельства» - рейтинг Путина и экономический рост в его правление), что человек может меняться зримо. Иными словами, не нужно просто экстраполировать достижения управленца в администрации или Белом доме, не нужно так просто перекладывать все качества в будущее. Когда среда радикально меняется, иные черты могут стать доминирующими в личности человека. Это не значит, что либерал-Медведев превратится в силовика-ортодокса, не об этом речь! Но уверенно сказать, в какой реальности мы теперь живем, можно будет самое раннее - к осени будущего года.
Могут ли до нового года произойти еще какие-то неожиданности? Знатоки говорят, маловероятно. Но, приглушая голос, задумчиво добавляют: «Что-то слишком просто». Впрочем, как будет усложнена конструкция и когда, все равно на сегодня неизвестно.
Пока исходим из фактов: менее чем за 3 месяца до выборов пелена туманности спала. В событие вкладывали огромное число надежд и ожиданий. Как теперь, можно не сомневаться, будут вкладывать в самого Преемника. Отчего его ноша еще тяжелее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции