Анастасия Елаева, РИА Новости.
В течение недели российский зритель будет знакомиться с новым французским кино, а кинозвезды из Франции - открывать для себя российские регионы. Все это будет происходить в рамках восьмого фестиваля "Французское кино сегодня", который с 3 по 9 декабря пройдет в Калининграде и Ростове-на-Дону.
Все семь фильмов, заявленные в программе фестиваля, - абсолютно новые. При этом интересно отметить, что подбором картин занимались сами российские прокатчики. Кроме этого, особенностью "Французского кино сегодня" является то, что фестиваль представляет собой ряд предпремьерных показов. То есть большинство фильмов жители российских регионов увидят раньше москвичей.
Начало традиции проведения фестиваля в регионах России было положено лишь в 2005 году, а до этого он в течение пяти лет проходил в Москве и Санкт-Петербурге. В 2005 году "Французское кино сегодня" у себя принимали Владивосток и Екатеринбург, в прошлом году французские фильмы в рамках фестиваля увидели жители Нижнего Новгорода и Новосибирска.
"Для москвичей и петербужцев уже существовал прокат, они могли увидеть французское кино на экранах, - рассказывает Кристель Вержад, атташе по вопросам кино и средствам массовой информации Посольства Франции, - Поэтому мы подумали: почему бы не показать наши картины в регионах?" Еще одним доводом в пользу переноса фестиваля из Москвы стали высокие цены в российской столице.
Однако позавидовать в этом году можно и москвичам: премьера фильма "Красный отель" Жерара Кравчика (известному российскому зрителю по таким картинам, как "Такси", "Такси 2", "Васаби" и "Такси 3"), состоялась в Москве раньше парижской. Произошло это 16 ноября на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля этого года.
Жерар Кравчик - не единственный из звезд французского кинематографа, кто будет представлять фильмы российским зрителем. Среди гостей из Франции в этом году звезда всех фильмов "Такси" Жан Кристоф Бовэ.
"Естественно, что, те, кто приезжают в российские регионы, без нас бы туда не поехали, - говорит Кристель Вержад, - Но организовать такую поездку очень сложно, поскольку в России все сложно. Даже лететь из одного города, минуя Москву практически невозможно".
Чтобы принять участие в фестивале, артист должен выключиться из профессионального процесса съемок, игры в театре на неделю. На такое пойдет далеко не каждая знаменитость. Зато те, кто приезжают в Россию, либо уже влюблены в нее, либо вообще ничего о ней не знают, но очень любопытны.
Так произошло с режиссером Брюно Дюмоном, дважды призером Гран-при Каннского фестиваля, впервые посетившим Россию в прошлом году.
По словам мадам Вержад, он вообще ничего не знал о России. "Для него это было такое открытие, что он тут же захотел приехать снова, - продолжает она, - Я организовала ему целую поездку с посещением Байкала и Транссибирской магистрали. Этих людей пригласить сложно, но раз они приехали, избавиться от них чаще всего невозможно".
Фестиваль сыграл значительную роль в росте популярности французского кино в России. Так, в 1999 году, когда он проводился впервые, французские фильмы собирали около 40 000 зрителей. Сегодня, по данным Unifrance, организации, которая занимается продвижением французского кино за рубежом, их число составляет около 3,5 млн. Значительно увеличилась доля рынка регионов. Если в первые годы организации "Французского кино сегодня" на Москву и Санкт-Петербург приходилось около 80% сборов от проката французских картин, то сейчас ситуация коренным образом поменялась: и доля регионов в структуре сборов составляет 60-70%.
По популярности среди россиян французское кино занимает третье место, уступая лишь картинам из Америки и России. В самой Франции с кинематографом сложилась уникальная ситуация: на сегодняшний день это единственная страна в Европе, где национальное кино по показателям посещения кинотеатров опережает голливудское.
Так что, вслед за Божоле Нуво, праздником молодого вина, и Салоном шоколада, впервые прошедшем в Париже, Франция в очередной раз за последний месяц представляет россиянам предмет национальной гордости. На этот раз - кино.