Рейтинг@Mail.ru
Эдуард Артемьев превратил Москву в центр электронного авангарда - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эдуард Артемьев превратил Москву в центр электронного авангарда

Читать ria.ru в
Дзен
Если имя Эдуарда Артемьева кому-то ни о чем не говорит, это недоразумение легко исправить. Просто надо назвать несведущему человеку наугад пару-тройку фильмов: "Сталкер", "Раба любви", "Ближний круг"... Именно Эдуард Артемьев, которому сегодня исполняется 70 лет, написал музыку к ним и еще к паре сотен картин.

Если имя Эдуарда Артемьева кому-то ни о чем не говорит, это недоразумение легко исправить. Просто надо назвать несведущему человеку наугад пару-тройку фильмов: "Сталкер", "Раба любви", "Ближний круг"... Именно Эдуард Артемьев, которому сегодня исполняется 70 лет, написал музыку к ним и еще к паре сотен картин.

Эдуард Николаевич Артемьев начал писать музыку в 14 лет, а о своих первых сочинениях вспоминает так: "Так, ерунда какая-то. Что-то громоподобное под влиянием Рахманинова".

Академическое образование он получил в Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина. Переломным моментом в его судьбе стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза.

В этом году, когда созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор "АНС" привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление - направление электронной музыки.

"АНС" - первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина - великого русского композитора, оказавшего влияние на творчество и жизненную философию Мурзина.

Сегодня Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Мурзиным. Не только потому, что из композиторов, обратившихся к совершенно новой области музыкального искусства, он единственный связал с ней свою судьбу. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нем работать, когда по указанию свыше студия Мурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие. Когда же Мурзин при поддержке Шостаковича добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней.

В 1968 году имя Артемьева впервые прозвучало на западе, когда на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представил свой синтезатор и выполненные на нем композиции Артемьева, который стал первым исполнителем на "АНС". После их выступления итальянская пресса сообщала: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве" ("La Stampa", 14 июня 1968).

Когда Артемьева спрашивают, легче ли стало писать музыку с появлением новых электронных музыкальных инструментов, он отвечает, что "синтезатор - всего лишь инструмент для реализации идей, а главное для композитора - ум и душа. Кстати, беда многих современных авторов в том, что они не развивают фантазию, не занимаются настоящим творчеством, а нажимают одни и те же кнопки с модными тембрами. Отсюда однообразие мелодий и скука".

В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты - поначалу электронными эффектами. Подчеркнуто "неземное" звучание использовалось в основном в научно-популярных фильмах "космической" тематики. Таким был, в частности, и первый киномузыкальный опыт Артемьева в фильме "Мечте навстречу" режиссера Корюкова (1961, совместно с композитором В. Мурадели), документальных лентах "Планета Океан", "Дом в космосе", сюжетах в киножурнале "Хочу все знать", "Альманахе кинопутешествий".

С Андреем Тарковским, который начал снимать "Солярис", композитор познакомился на вечеринке. Узнав, что Артемьев занимается электроникой, Тарковский заинтересовался, пришел к нему в студию послушать музыку. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Через несколько дней Артемьева пригласили участвовать в работе над фильмом. Вместе они сделали три картины: "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер". В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьев создал цикл из 13 композиций - заново написанных пьес "Тема", "Поезд", "Болезнь", "Станция", "Слушая Баха", "Исход", "Они шли долго", "Сон", "Медитация", "Океан", "Картина Брейгеля", "Возвращение", "Посвящение А. Тарковскому".

Эдуард Артемьев "озвучил" более 150 отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок. Помимо Тарковского композитор работал с Михалковым, Кончаловским, Абдрашитовым, Самсоновым, Орловым, Хамидовым и многими другими режиссерами.

С Никитой Михалковым сделаны картины "Свой среди чужих, чужой среди своих","Раба любви", "Несколько дней из жизни Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Родня", "Урга", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник".
Сотрудничество с Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде", в работе над оперой "Преступление и наказание", продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке", а также на студиях Голливуда в фильмах "Дуэт для одного", "Гомер и Эдди", "Ближний круг", "Одиссей". В Голливуде Артемьев работал и с другими режиссерами: Л. Шиллером, Д. Голденом, Ю. Нейманом ("Double Jeopardy", "Burial of the Rats", "Heart of the deal").

"Артемьев великолепно чувствует экран, - отмечает Вадим Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах "Охота на лис" и "Остановился поезд", - он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра". По словам Никиты Михалкова, Артемьев обладает "поразительными способностями стилиста".

А сам композитор говорит: "Кадр действует на меня самым чудодейственным образом. Я всегда терпеливо жду, что покажет мне режиссер, и тогда его стиль, язык, образная система мышления рождают во мне ответную реакцию".

Недавно Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание". Работа над оперой, длящейся в окончательном варианте более трех часов, заняла почти тридцать лет. Идея ее создания принадлежит Андрею Кончаловскому, написавшему в конце 1970-х годов либретто в соавторстве с Юрием Ряшенцевым и Марком Розовским. В записи оперы, вышедшей в конце октября на компакт-диске, нет ни одного классического оперного голоса, только эстрадные и рок-певцы. Раскольникова поет Владимир Ябчаник, Сонечку - Наталья Сидорцова, участвуют Юрий Мазихин и Петр Мирков из "Норд-Оста", Александр Маракулин из спектакля "Нотр-Дам".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала