МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости. Российские четвероклассники показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста, что свидетельствует об успехах модернизации российского образования, считает заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина.
"Исследования качества чтения и понимания текста в 2006 году, проводившиеся в 40 странах, дали результат, на наш взгляд, очень приятный для Российской Федерации. Те ребята, которые завершают обучение в начальной школе, показали лучший результат среди всех школьников 40 стран", - сказал на пресс-конференции в РИА Новости в четверг Калина.
Исследование PIRPLS 2006 было организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В нем приняли участие 215 тысяч учащихся из 40 стран. Нашу страну представляли 4 тысячи 955 выпускников начальной школы из 232 школ 45 регионов.
По результатам исследования Россия заняла первое место (565 баллов). На второе место вышел Гонконг (564 балла), на третье - канадская провинция Альберта (560 баллов), от которой всего на 2 балла отстал Сингапур. США и Англия в списке заняли 18 и 19 места соответственно.
Калина напомнил, что в 2001 году результаты наших учащихся были выше средних международных результатов, при этом Россия по рейтингу занимала 12 место среди 35 стран-участниц.
"То, что спустя пять лет мы вышли на первое место - не случайность. Анализ многомерен и охватывает большое количество школьников, школ и регионов. Поэтому мы можем сказать сегодня, что это результат большой, серьезной и целенаправленной работы по модернизации системы российского образования", - подчеркнул заместитель министра.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов отметил, что возглавляемая им служба готовится к проведению подобного исследования в России.
"Мы будем использовать опыт международных исследований для того, чтобы строить российскую систему мониторинга, и уже многое сделано в этом направлении", - сказал он.
Со своей стороны руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева сообщила, что в проведенном исследовании по сравнению с 2001 годом наблюдается улучшение в овладении четвероклассниками умений интерпретировать, обобщать и анализировать информацию, оценивать содержание текста (563 балла в 2006 году против 525 баллов в 2003 году). Кроме того, по ее словам, российские четвероклассники стали смелее высказывать свою точку зрения.
По мнению Калины, столь высокие результаты можно объяснить тем, что в последние годы значительно улучшилось материальное положение семьи и учителей.
Вторым фактором, по его словам, является "вертикально-интегрированная ответственность педагогов", которая стала результатом введения ЕГЭ. Кроме того, увеличение продолжительности обучения в начальной школе на один год не могло не привести к улучшению результатов.
Исследование также показало, что к 2006 году 61% российских четвероклассников достигли высокого и повышенного уровня понимания текстов. о данным анкет родителей и директоров школ наблюдается положительная динамика в увеличении числа детей, пришедших в школу более подготовленными.