БЕРЛИН, 29 ноя - РИА Новости, Ольга Семенова. Решением следственного судьи берлинской уголовной палаты арестованный в столице Германии во вторник экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили будет ожидать своей участи в следственной тюрьме "Берлин-Моабит". Об этом сообщил в четверг РИА Новости официальный представитель берлинской прокуратуры Михаэль Грунвальд.
Он пояснил, что в связи с произведенным на основании международного ордера Интерпола арестом Окруашвили вопрос о смягчении меры пресечения, например, на освобождение из тюрьмы под залог или под подписку о невыезде, "даже не рассматривался".
На вопрос РИА Новости, будет ли при принятии решения об экстрадиции Окруашвили в Грузию учитываться тот факт, что в этой стране сейчас нестабильная внутриполитическая обстановка, только что вводилось чрезвычайное положение и экс-министр является политическим противником Саакашвили, прокурор ответил: "Процесс выдачи целиком и полностью осуществляется в формальных рамках предписаний Европейской конвенции "Об экстрадиции (выдаче)".
Источник в Минюсте Германии сказал РИА Новости, что данную фразу прокурора не следует понимать буквально, как "чисто формальную процедуру", которая неизбежно завершится выдачей Окруашвили.
Под формальным рассмотрением, по его словам, следует понимать изучение представленных Грузией документов "по форме, а не по существу обвинений". Это значит, что судебная палата Берлина должна установить так называемую "двойную преступность" обвиняемого, то есть, что вменяемые ему в вину Грузией деяния содержат состав преступления и по немецкому законодательству. А совершил или нет Окруашвили все эти преступления, в данном случае немецкий суд не интересует - он выступает здесь только в качестве органа, исполняющего международный ордер.
Кстати, как подчеркнул юрист, обвиняемый имеет право быть выслушанным "опять-таки по формальным признакам дела". То есть, он может, например, представить доказательства того, что преследуется по политическим мотивам.
"Согласно статье 3 Европейской конвенции ("Политические преступления") выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой стороной (в данном случае Германией) в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением", - пояснил собеседник агентства.
То же правило, по его словам, применяется и в том случае, "если запрашиваемая сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин".
Кроме того, человек, арестованный по международному ордеру, в соответствие со статьей 11 ("Смертная казнь") не может быть выдано запрашивающей стороне, если преступление, в котором он обвиняется, "наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны" и если запрашивающая сторона "не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточным, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение".
На вопрос, обязательно ли было сажать Окруашвили в тюрьму до суда, юрист отметил, что "возможность временного освобождения существует в любой момент, но тогда берлинские судебные органы и прокуратура обязаны принять все меры для предотвращения побега обвиняемого.
"А с учетом того, что в Германию он выехал, несмотря на освобождение под залог, видимо, мои берлинские коллеги решили, что обеспечить его присутствие в стране до конца рассмотрения вопроса о выдаче можно только, посадив его под замок", - сказал источник.
При этом он напомнил, что по Европейской конвенции содержание в предварительном заключении не может превышать 40 дней с даты задержания. Это, по словам юриста, и определяет крайний срок вынесения решения по запросу об экстрадиции.