МОСКВА, 28 ноя - РИА Новости, Мария Ганиянц. Временно расстаться с произведениями великих русских художников, представленных на открывшейся в среду в ЦДХ выставке "Русская книжная графика XX века из частных собраний" пришлось расстаться 12 коллекционерам, сообщил глава Роспечати Михаил Сеславинский.
Эта выставка, которая проходит в рамках Третьей антикварной книжной ярмарки - эксперимент, принять участие в котором, коллекционеров пришлось долго уговаривать", - сказал РИА Новости инициатор выставки Сеславинский.
По его словам на выставке представлено около 200 работ (оригиналов иллюстраций, с ¤которых потом печатались книги) русских художников, работавших в сфере книжной иллюстрации. Среди которых, произведения Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Константина Рудакова и других.
"У нас был единственный принцип - показать то, что дадут. Хотя на мой взгляд, посетители ярмарки вряд ли оценят экспонаты выставки", - рассказала организатор выставки и автор каталога генеральный директор фирмы "Юнисэт Арт" Мария Чапкина.
На выставке, которая охватывает период от 1900 года до 80-х годов ХХ века, представлены произведения из коллекции Сеславинского, Чапкиной, а также Константина Эрнста, Алексея Венгерова.
Среди наиболее интересных экземпляров, Чапкина назвала иллюстрации Валентина Курдова, Константина Рудакова, рукотворные книги режиссера и художника Сергея Юткевича, которые никогда ранее не выставлялись, и три буквы из "черной" "Азбуки в картинках" Александра Бенуа.
"Уникальны также те вещи, которые никогда не были изданы. Например "Принцесса на горошине" Добужинского", - добавила она.
"Когда в начале ХХ века развитие отечественной полиграфической промышленности позволило массовыми тиражами выпускать иллюстрированные книги, в России произошел "взрыв": великие художники, такие как Бенуа, Добужинский, Петров-Водкин, Кустодиев бросились иллюстрировать сказки, былины, литературно-художественные журналы", - пояснил Сеславинский.
Книжные иллюстрации, по словам организаторов выставки, начинают собирать либо те коллекционеры, кто увлекается живописными работами художников, и старается создать максимально полную коллекцию, либо - собиратели книг с картинками, которые постепенно приходят к идее приобретения оригиналов.
"Но оригиналы иллюстраций крайне сложно купить, их крайне мало. Они либо оставались в издательствах, и потом переходили государству, и отдавались на хранение в музеи и библиотеки, либо оставались в семьях художников, многие из которых эмигрировали на Запад", - раскрыл причину, по которой коллекционеры неохотно расставались с предметами из своих собраний, Сеславинский.