28 ноября в Русской Православной церкви начинается Рождественский пост.
Еще не везде выпал снег, еще, кажется, так далеко до нового года, но в воздухе уже появляется то особое настроение, которое бывает только постом - особая торжественность, уют и свет. Дорожкой Рождественского поста верующие проходят до пришествия в мир Христа.
Этот пост еще называют Филипповым, так как начинается он 28 ноября - на следующий день после памяти апостола Филиппа.
Пожалуй, если подсчитать ассоциации со словом пост, то главной будет: «чего нельзя есть» - это тот первый вопрос, который мы привыкли уточнять. В дни постов отказывается от молочной и мясной еды почти половина наших соотечественников. Рождественский пост менее строгий, чем великий, поэтому, по уставу, положена и рыба в субботу, воскресенье и все большие праздники. Меру поста верующие определяют со священником, ослабляется пост для больных, беременных, детей. Но сегодня, когда о пользе поста говорят и врачи, соблюсти церковные предписания не так сложно, тем более, что обилие постных рецептов позволяет сделать и постный стол не менее изысканным, чем праздничный.
А вот главный смысл поста, при скрупулезном соблюдении всех ограничений трапезы, остается для многих неизвестным или недостижимым. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления - напоминает святитель Иоанн Златоуст. И цель поста не гастрономическая, цель его - помочь людям стать хоть немного более хорошими или хоть немного менее плохими.
В церковных кругах известна одна примечательная история. Как-то к одному старцу пришла женщина, работавшая в системе общепита, и пожаловалась, что по долгу службы ей нужно пробовать все блюда, в том числе и скоромные. На это старец ответил ей: «Все ешьте. Только людей не ешьте».
Именно поэтому первой и главной традицией на Руси, связанной с этими святыми днями, была Традиция благотворительности и дел милосердия. Народная мудрость гласит: "Милостыня - половина дороги к Богу: пост ведет к вратам рая, а милостыня отворяет их".
И наши предки спешили украсить Рождественский пост делами милосердия. Так царь Алексей Михайлович канун Рождества Христова проводил тайно в тюрьмах и богадельнях, посещая страждущих, а также раздавал милостыню.
Простить застарелую обиду и примириться с обидчиком, подавить в себе раздражение, еще раз удержаться и не сказать о ком-то плохо, перебороть себя и все-таки не обсудить коллегу, уделить побольше времени родителям, посмотреть по телевизору только программу новостей - вот такими маленькими шажками и проходится весь путь поста, а когда оступится человек, ведь без Бога душу не очистишь - значит - на исповедь, каяться перед Ним за все ошибки, чтобы потом было легче исполнить все невыполнимое.
Рождественский пост отличается от Великого поста, он не омрачен воспоминанием о трагических событиях из жизни Спасителя - он весь как восходящая и возрастающая радость.
Поэтому к этому празднику на Руси готовились особенно широко. Устраивались ярмарки, а также приготовлялось рождественское дерево. В Северных странах этим деревом стала елка, символизирующая райское дерево, от плодов которого вкусили Адам и Ева, лишив себя тем самым рая и нарушив Заповедь Божию. Отсюда пошла традиция вешать шары на ветки, как образ плодов. Праздник Рождества Христова открывает для христиан возможность вновь вкусить райскую пищу.