К материалу "Норвежская береговая охрана задержала российский траулер"
19 апреля 2001 года в Северном Ледовитом океане в районе архипелага Шпицберген береговая охрана Норвегии задержала принадлежащее российской компании "Баренцфиш, Инк." рыбопромысловое судно "Чернигов". Российская сторона не признало задержание законным, так как судно вело промысел в не подпадающей под юрисдикцию властей Норвегии зоне открытого моря.
17 мая 2001 года береговая охрана Норвегии задержала и доставила в порт Ватсе российское рыбопромысловое судно "Азурит". Причиной задержания послужило несоответствие между данными промыслового журнала судна и фактическим количеством выловленной рыбы.
26 февраля 2002 года в Баренцевом море береговая охрана Норвегии задержала принадлежащее российскому предприятию "Мурманский трауловый флот -2" рыбопромысловое судно "Мишуково". Причиной задержания послужило нелегальное пребывание судна в экономической зоне Норвегии.
10 сентября 2002 года в Баренцевом море береговая охрана Норвегии задержала принадлежащее российскому предприятию "Мурманский трауловый флот -2" рыбопромысловое судно "Василий Зайцев". Причиной задержания стало, согласно сообщению норвежской стороны, значительное превышение прилова сайды в улове сельди. В то же время, по словам директора предприятия Василия Федотенко, "не существует документов, регламентирующих процент прилова сайды".
28 августа 2004 года в Норвежском море береговая охрана Норвегии задержала принадлежащее российскому предприятию "Морская звезда" рыбопромысловое судно "Капитан Сухондяевский". Причиной задержания, согласно сообщению министерства иностранных дел РФ, стала "формальная ошибка в промысловом журнале, допущенная капитаном судна во время промысла трески в период с 7 по 13 августа в районе норвежского острова Ян-Майен, а именно - совпадение визуальной оценки улова с его фактическим размером".
5 октября 2004 года береговая охрана Норвегии задержала два принадлежащих российским предприятиям "Соврыбфлот" и "Нектон" рыбопромысловых судна "Сергей Макаревич" и "Леонид Новоспасский". Причиной задержания было нарушение судами правил рыболовства в морской экономической зоне Норвегии. В частности, экипажи судов не доложили о завершении разрешенного промысла рыбы в экономической зоне Норвегии и не известили о прохождении контрольной точки с целью проверки результатов промысла.
24 октября 2005 года норвежская береговая охрана близ острова Медвежий в территориальных водах Норвегии задержала российское промысловое судно "Капитан Горбачев" и судно-рефрижератор "Дмитрий Покрамович". Власти Норвегии обвинили экипажи в нарушении правил рыболовства. Для освобождения судов из-под стражи владельцу "Капитана Горбачева" - ОАО Архангельский траловый флот пришлось внести на депозит залог в размере 360 тысяч норвежских крон (около 1 миллиона 620 тысяч рублей), а владельцу "Дмитрия Покрамовича" - ОАО Мурманрыбпром - залог в размере 500 тысяч норвежских крон (около 2 миллионов 250 тысяч рублей). В апреле 2006 года суд норвежского города Тромсе снял обвинения с экипажей российских судов, судовладельцам вернули залоги.
Наиболее громкий случай задержания российского траулера произошел в октябре 2005 года. Траулер "Электрон" был задержан норвежской береговой охраной в Баренцевом море. Как утверждала норвежская сторона, основанием для задержания стало нарушение правил рыболовства. "Электрон" "сбежал" от норвежцев с двумя норвежскими инспекторами на борту.
В марте 2006 года Генпрокуратура РФ предъявила капитану траулера Валерию Яранцеву обвинение в совершении преступлений предусмотренных частью 3, статьи 256 (незаконная добыча морских биоресурсов) и частью 2, статьи 127 УК РФ (незаконное лишение свободы), предусматривающих соответственно штраф от 100 до 500 тысяч рублей и наказание сроком от шести до 15 лет лишения свободы. Норвежские инспектора также были допрошены в суде в качестве свидетелей. В апреле 2006 года Первомайский окружной суд Мурманска приговорил Яранцев к штрафу в размере 100 тысяч рублей по статье 256 УК РФ и оправдал капитана по обвинению в незаконном лишении свободы сотрудников норвежской береговой охраны.