МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости. Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ предъявил заместителю главы Минфина Сергею Сторчаку обвинение в попытке хищения более 43 миллионов долларов бюджетных средств. Однако замминистра своей вины не признает, а руководитель ведомства Алексей Кудрин решил ходатайствовать о его освобождении под личное поручительство.
Уголовное дело в отношении Сторчака, а также гендиректора ЗАО "Содэксим" Виктора Захарова и главы совета директоров Межрегионального инвестиционного банка Вадима Волкова возбуждено по признакам преступления, предусмотренного статьями 30 и 159 УК РФ (приготовление к преступлению, сговор на совершение преступления; мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).
Следственный комитет подозревает чиновника и бизнесменов в создании организованной группы с целью хищения средств бюджета РФ под предлогом покрытия затрат "Содэксима". Преступление, в котором среди прочих подозревается задержанный на прошлой неделе Сторчак, относится к категории тяжких. Фигурантам этого дела грозит наказание в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти лет.
Покушение на мошенничество
Проводившаяся в пятницу процедура предъявления обвинений заместителю главы Минфина длилась около семи часов. Адвокат Строчака Игорь Пастухов собщил, что в следственный изолятор также были вызваны защитники Захарова и Волкова. Им, по его мнению, также были предъявлены обвинения.
С адвокатов взяли подписку о неразглашении тайны следствия. "Поэтому сущности предъявленных обвинений мы разглашать не можем. Могу лишь подтвердить, что Сторчаку вменяется покушение на мошенничество, и это связано с эпизодом о хищении более 43 миллионов долларов бюджетных средств", - сказал его защитник.
О возможных дальнейших следственных действиях по уголовному делу стороне защиты ничего неизвестно. "Ни о каких планах следствия нам не известно, они предпочитают этим не делиться", - сказал Пастухов.
Вины не признает
Сторчак не признавал вины с самого начала и продолжает отвергает обвинения. "Во время допроса Сторчака в качестве подозреваемого он заявил, что свою вину не признает. Вместе с тем Сторчак не отказался давать показания, хотя мог воспользоваться такой нормой Конституции", - сказал защитник.
По его словам, действия замминистра были направлены "на исполнение служебных обязанностей в интересах государства".
Кудрин: претензии непонятны
В свою очередь, глава Минфина Алексей Кудрин принял решение ходатайствовать об освобождении своего зама из-под стражи под личное поручительство.
Следственный комитет ранее объяснил арест Сторчака тем, что подозреваемый мог скрыться от следствия и суда, а также уничтожить доказательства. В среду защита замглавы Минфина обжаловала избранную ему меру пресечения, но дата судебных слушаний по жалобе на арест Сторчака пока не назначена.
"Министр финансов поручится за надлежащее поведение и своевременную явку обвиняемого по вызову следствия. Личное поручительство Алексея Кудрина будет передано следствию в ближайшее время", - сообщил в пятницу журналистам пресс-секретарь главы министерства Павел Кузнецов.
Накануне, в четверг, Кудрин исключил, что Сторчак планировал похитить бюджетные деньги, и выразил надежду на объективное расследование. Как отметил министр, претензии к заму ему не вполне понятны. Однако, по его словам, следует подождать информации прокуратуры и следственного комитета.
Взгляд экс-министра
Бывший министр финансов РФ, а ныне глава розничного банка "ВТБ 24" Михаил Задорнов поддерживает позицию Кудрина, вставшего не защиту Строчака, считая ее верной.
"Кудрин лучше всех знает, что реально происходило по этому делу. Он, в отличие от нас, в курсе событий и, надеюсь, в курсе предъявленных обвинений. И если он сделал такое заявление, то я склонен ему абсолютно доверять. Если министр уверен, что сотрудник действовал по правилам, установленным на государственной службе, то он, безусловно, должен отстаивать своего подчиненного", - сказал Задорнов в пятницу в интервью РИА Новости.
Банкир назвал избранную Сторчаку меру пресечения абсолютно неадекватной и дискредитирующей исполнительную власть.
"Сторчак не какой-то киллер или общественно опасный человек, который скроется за пределы страны и будет жечь документы. В соответствии с нормальной процедурой человека отпускают под подписку о невыезде и предъявляют обвинение, - считает Задорнов. - Если кто-то думает, что подобный арест госслужащего - это демонстрация людям борьбы с коррупцией, то он глубоко ошибается - это дискредитация государственных органов и прежде всего самого правительства".
Касаясь сути "дела Сторчака", Задорнов сказал, что, судя по заявлению следственного комитета и сообщениям Минфина, речь идет о признании части коммерческой задолженности долгом государства перед компанией. Однако такое признание требует внесения соответствующего положения в закон о бюджете и принятия постановления правительства по этому вопросу. Причем оба документа проходят коллегиальное обсуждение.
"Если речь идет о включении в госдолг коммерческой задолженности, то любому специалисту ясно, что один человек может инициировать обсуждение, но решение принимается по процедуре, исключающей какой-либо злой умысел. Или это должен быть коллективный злой умысел, во что трудно поверить. Один человек сделать это не в состоянии. Это не может быть составом преступления", - считает собеседник агентства.
Предыстория дела
Минфин ранее объяснил, что компания "Содэксим" была отобрана в 1996 году для реализации алжирских товаров в рамках урегулирования долга Алжира перед бывшим СССР. Долг должны были урегулировать товарными поставками. По данным министерства, "Содэксим" в 1996 году перечислил в бюджет гарантийные платежи (на согласованную сумму 26 миллионов рублей), однако алжирских товаров так и не получил, поскольку эта страна прекратила поставки.
Десять лет спустя наследница распавшегося СССР Россия подписала новое соглашение с Алжиром, предусматривающее, что РФ сама разберется с возвратом средств "Содэксиму", а Алжир будет погашать долг с учетом того, что поставки в 1990-х годах осуществлены так и не были, пояснили в Минфине. "Содэксим" после этого обратился к правительству с просьбой вернуть не только ранее перечисленные компанией средства, но и компенсировать упущенную выгоду.
Политизировать процесс рано
Политологи считают, что политизировать "дело Сторчака" рано, хотя его арест накануне выборов теоретически может ослабить позиции Кудрина, несколькими месяцами ранее получившего вице-премьерский статус и дополнительные полномочия.
Директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов поделился на этот счет тремя идеями.
"Во-первых, арест может быть связан с борьбой с коррупцией. Я сейчас никак не комментирую это применительно к Сторчаку, я просто констатирую факт", - уточнил он.
Во-вторых, продолжил политолог, известно, что Кудрин оказался одним из немногих чиновников, которые в новом кабинете министров после назначения нового премьера укрепили свои позиции. "В этой связи акция с арестом Сторчака может быть направлена на ослабление позиций Кудрина", - считает Виноградов.
Третья версия связывается с прессингом в борьбе за управление стабфондом. "Это и может оказаться сигналом, что борьба за управление накопленными резервами уже началась", - сказал политолог.
Арест заместителя, продолжил Виноградов, может повлиять на позиции самого Кудрина при формировании после выборов нового правительства - но насколько существенно, пока непонятно. "Кудрин - влиятельный чиновник, он пользуется поддержкой президента. Он доказал, что он эффективный менеджер и управленец в рамках выполнения тех задач, которые он выполнил", - сказал гендиректор центра.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский призвал не политизировать процесс, по которому пока даже нет полной информации.
"Что касается политических последствий для министра, я думаю, что тут как раз вопрос в том, в какой степени развитие этого дела будет политизировано и будет переходить на политические трактовки", - заметил он.
По словам политолога, если расследование дела будет проходить исключительно в правовой плоскости и только в этом контексте, то "Минфин даже заинтересован в том, чтобы выяснить в некотором смысле объективность рассмотрения подобных вопросов о возврате долга частным компаниям и получить прецедент решения на эту тему".
Со своей стороны Виноградов не исключает, что "дело Сторчака" могут "спустить на тормозах" и судом оно не закончится. Однако говорить о том, придется или нет нынешнему замминистра уйти из Минфина, пока рано, добавил он.