Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Ничего особенного в Пензенской области не происходит. История, с одной стороны, обычная, а с другой - крайне неприятная. Пока только неприятная, но в любой момент может стать трагической. Об этом, увы, свидетельствует опыт подобных затворов в недавнем прошлом во всем мире. Ну и, конечно, опыт России со времен реформ патриарха Никона.
Слов «сектанты» и «раскол» я сознательно избегаю. Люди, укрывшиеся в землянке в Пензенской области в ожидании конца света, не принадлежат к какой-либо секте, а «просто находятся под сильным впечатлением от пророчеств своего лидера». Так полагает архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. «Это обычные православные христиане. Они не сектанты», - сказал архиепископ.
Он сообщил, что направил телеграмму властям, в которой рассказал о сложившейся ситуации. «Самое главное, о чем я просил в этой телеграмме, не применять силовых действий к затворникам», - отметил владыка. По его словам, сейчас рядом с землянкой в Пензенской области развернута палатка, где ежедневно проводятся литургии, а на переговоры с затворниками приезжают самые авторитетные представители пензенского духовенства.
Столь подробное изложение позиции владыки Филарета было необходимо потому, что суждение правящего архиерея в данном случае имеет большее значение, чем чье-либо еще. А других суждений много. Пиарятся все, кто может. По делу и не по делу. «Не по делу» - это когда читаешь комментарий и видишь, что его автор не понимает смысла слов, которые он употребляет.
Это, конечно, в основном светские лица. Весьма далекие от дел церковных. За последние несколько дней политики разных уровней требовали принятия самых разных законов. Карательных, понятное дело. Вплоть до суровой чистки телевидения и Интернета.
Хотя совершенно понятно, что как раз средства массовой коммуникации здесь совершенно не при чем. Пензенские затворники точно телевизора не смотрели. Может, конечно, там, в землянках у них есть wi-fi, но что-то не очень верится.
Точно так же непонятно, почему вдруг случай в Погановке (нет-нет, никаких значимых топонимов, чистая случайность) стал поводом для агитации в пользу обязательного преподавания основ православной культуры в школе. Погановское сообщество, как и все ему подобные, основано на семейных связях. И никакая школьная зубрежка светского предмета - светского, подчеркну это, лишенного вероучительной составляющей, - не может предотвратить воспроизводство подобных общин в будущем.
Разумеется, не все так безнадежно.
Вот, например, Юрий Шарандин, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, полагает, что в России нет проблемы отсутствия законодательства в области борьбы с сектантством, в стране существует проблема правоприменительной практики. Он считает, что речь надо вести не о том, какому богу человек молится, а о том, к чему он призывает. Ибо произносимые слова или исповедуемые идеи не наказуемы до тех пор, пока они не подпадают под действие уголовного кодекса.
Надо признать, что это гораздо разумнее призывов создать очередную суперкомиссию по сектантам и принять антисектантский закон. Это как раз тот самый случай, когда призывающие не понимают значения слова «секта». Некоторые священники предупреждают, что под это понятие можно подвести любую религиозную группу. В данном случае правящий архиерей сказал: не сектанты. И его мнение, повторю, является решающим.
Для Церкви не сектанты, а для закона, для светской власти?
Понятия «секта» в УК нет, и, слава Богу. Российское уголовное право не знает понятия «религиозные преступления». Но преступления против личности там рассматриваются. В прокуратуре Бековского района подтверждают факт возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 239 Уголовного кодекса РФ «организация объединения, посягающего на личность и права граждан». У землянки, где замуровали себя верующие, выставлен милицейский пост.
Но просьба владыки Филарета остается в силе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции