Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии РАН.
Случившаяся в Керченском проливе техногенная катастрофа беспрецедентна по степени своей экологической опасности. Такие потрясения не остаются без долгосрочных последствий для природы, хозяйства, населения. В результате гибели судов, по разным оценкам, в море попало около 6000 тонн мазута и до 7000 тонн серы, и еще - дизтопливо, бытовые отходы, мусор с судов и с береговой полосы и многое другое. Бог упас, что места поступления мазута и серы удалены друг от друга и не контактируют в достаточно агрессивной морской среде. Иначе мы получили бы еще один вариант токсичной смеси.
Поскольку все произошло в холодную погоду, нефтепродукты пока не столь агрессивны, нефтяная пленка не расширяется, как это происходит в теплой воде летом. Мазут частично обволакивает твердый мусор, оторвавшиеся водоросли и осаждается на дно. Другая его часть выплескивается на побережье или на морские косы.
Нефтепродукты - вещества высокотоксичные, попав в природную среду, достаточно долго воздействуют на все ее компоненты. Частично растворяясь, снижая доступ кислорода в воду, они поражают морскую биоту - планктон, рыб, донных обитателей. Проблема осложняется тем, что в это время года море имеет самую низкую самоочищающуюся способность, поскольку скованы жизненные процессы - ассимиляционная активность, деятельность бактерий, разрушающих углеводороды, адсорбирующие способности водорослей.
Ответственность за экологическое преступление в Керченском проливе, прежде всего, следует возложить на всю нашу управленческую систему. Суда, потерпевшие бедствие в Керченском заливе, принадлежат частным компаниям и имеют класс «река-море». Они неспособны выдержать морской шторм, высокую волну, ветер. Почему они оказались в такую погоду вблизи берега, да еще с экологически опасными грузами - непонятно. Морякам должно быть известно, что противостоять стихии можно только в открытом море, поддерживая курс под углом к волне.
Частные компании не соблюдают элементарных условий экологической безопасности при морской транспортировке эколого-опасных веществ и грузов. Где экологическое страхование, которое могло бы полностью исключить подобное отношение к природе? Где четкие инструкции и регламенты, регулирующие характер эксплуатации судов, исключающие возможность принятия неправильных, опасных для людей и природы решений? Как случилось, что в узкой горловине Керченского пролива скопилось 59 судов? Несмотря на штормовое предупреждение, они остались на рейде, и наверняка ради экономии топлива.
Истинные масштабы этого экологического бедствия проявятся весной, когда потеплеет. Опустившиеся на дно нефтепродукты снова мобилизуются силой течения, волнами они поднимутся наверх и вторично будут загрязнять прибрежные воды и берег, а оттуда - опять будут смыты в море. Такие обменные процессы могут продолжаться достаточно долго. Токсичные вещества включаются в пищевые цепи, и биологический круговорот будет рассеивать их по разным уголкам южных морей.
Через Керченский пролив проходят течения, способные переносить загрязняющие вещества на дальние расстояния. Но основная масса нефтепродуктов будет распространяться вдоль берега, по ходу прибрежного течения, на пути которого - Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи.
Много проблем обещает пленка, покрывающая поверхность моря. Сейчас холодно, и мало солнечного света, активность планктона низкая, заторможено развитие биоты в целом, а тут еще и дополнительное негативное воздействие. В ответ на это фитопланктон и зоопланктон резко снизят свою продуктивность, станут накапливать фенолы, токсичные соединения серы, которой в регионе и без того достаточно: Черное море - яма, наполненная сероводородом, это общеизвестно.
Уже можно прогнозировать локальную, но массовую гибель рыб в районе трагедии. Однако пока самое наглядное и страшное последствие катастрофы - гибель десятков тысяч птиц, которые поздней осенью, во время миграций, обосновались на мелководьях Азовского и Черного морей. Водоплавающих отравляют нефтепродукты, попавшие во внутренние органы, на оперение. Птицы теряют подвижность, способность добывать корм, становятся легкой добычей врагов и браконьеров. У России есть лишь небольшой кусочек побережья двух пригодных для летней рекреации теплых южных морей - Азовского и Черного, но и его мы умудряемся загрязнять.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции