МОСКВА, 11 ноя - РИА Новости. Шестибалльный шторм стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, в том числе два сухогруза с серой и танкер с мазутом, еще четыре судна сели на мель.
Погода в районе Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря, ухудшается. По данным МЧС России, ветер усилился до 32 метров в секунду, а волнение моря составляет 6-7 баллов.
В воскресенье в районе порта "Кавказ" (Керченский пролив) потерпели бедствие четыре российских судна, сообщил РИА Новости представитель управления информации МЧС России Виктор Бельцов.
Помимо этого, в Черном море вблизи Севастополя затонул российский сухогруз с грузом металла, два члена экипажа погибли, еще один человек числится пропавшим без вести, сообщил агентству первый зампредседателя городской администрации Севастополя Владимир Казарин. По его словам, 14 членов экипажа спасены. Сухогруз, название которого не сообщается, находился на рейде в районе мыса Херсонес.
По данным МЧС РФ, вблизи порта "Кавказ" в Керченском проливе в воскресенье в 4.50 мск разломился на две части танкер "Волганефть-139", на борту которого находилось 4,777 тысячи тонн мазута. В настоящее время 13 членов экипажа дрейфуют на кормовой части судна в сторону Украины. "Двигатели кормовой части работают, и экипаж пытается посадить судно на мель, чтобы спасатели смогли приступить к спасательной операции", - сказал Бельцов.
По разным данным, в воду вылилось от одной до двух тысяч тонн мазута.
В 10.25 в этом же районе затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла.
Позднее затонул сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы. МЧС пока не располагает данными о восьми из 11 членов экипажа сухогруза.
Четвертым судном, которое терпит бедствие, стал сухогруз "Ковель", два трюма которого заполнены водой. На его борту также находится сера. "Два трюма сухогруза уже заполнены водой. Экипаж из 11 человек находится на борту и пытается спасти судно", - сказал он.
Еще две баржи сели на мель в Керченском проливе, сообщил РИА Новости заместитель Новороссийского транспортного прокурора Александр Сарапкин. На баржах находились по два члена экипажа, спасатели сняли их с судов.
А в районе Новороссийска сели на мель греческий и турецкий сухогрузы, сообщил РИА Новости начальник администрации Новороссийского морского порта Владимир Ерыгин. По его словам, в обоих случаях капитаны не справились с управлением в шторм.
КОРАБЛИ СНИМАЮТ С РЕЙДА
Для того, чтобы избежать новых кораблекрушений, с рейда порта "Кавказ" в связи с сильным штормом выведены в открытое море 42 судна, сообщил Бельцов.
"В целях безопасности в море вышли 42 судна. Еще 17 судов из-за сильного ветра не смогли этого сделать и остаются сейчас на рейде", - сказал он.
Бельцов сообщил, что в порту "Кавказ" работает оперативная группа Главного управления МЧС РФ по Краснодарскому краю, а в Ростове-на-Дону работает оперативный штаб Южного регионального центра МЧС РФ. "Общее руководство спасательной операцией осуществляет Минтранс РФ, а координацию всех сил, задействованных в ней, МЧС России", - сказал собеседник агентства.
Как сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, корабли Черноморского флота (ЧФ) РФ готовы оказать помощь терпящим бедствие судам. Однако пока просьб о помощи в командование Черноморского флота не поступало.
Черноморский флот повысил готовность в связи с сильным штормом.
"На кораблях Черноморского флота, стоящих у причалов в Севастополе и Новороссийске, заведены дополнительные швартовые концы. Выставлена дополнительная вахта. В штабе Черноморского флота развернут пост управления поисковых и аварийно-спасательных работ, который отслеживает и анализирует ситуацию, складывающуюся на море", - сообщил Дыгало.
В связи с происшествиями в Керченском проливе для родственников моряков пострадавших судов открыты телефоны "горячей линии", сообщил РИА Новости представитель Южного регионального центра МЧС России.
В порту "Кавказ" открыты два телефона "горячей линии" - (8-86148) 581-45 и 517-48. Еще два телефона "горячей линии" работают в Краснодаре (8-861) 262-34-46, 262-52-27.
Пока не известна судьба восьми моряков с сухогруза "Нахичевань". Троих членов экипажа спасли.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь называет серьезным экологическим происшествием ЧП в Керченском проливе. Для восстановления экологического состояния пролива потребуется не один месяц, сказал Митволь в интервью телеканалу "Вести".
При крушении танкера "Волганефть-139" в воду, по его данным, вылилось более двух тысяч тонн мазута.
"Это серьезное экологическое происшествие, которое потребует большого количества восстановительных, рекультивационных мероприятий", - сказал Митволь.
По его словам, из-за плохой погоды не удается остановить разлив нефти из разломившегося напополам танкера. "Трещина, по которой потом произошел разлом, находится посредине, между третьим и четвертым танком", - сказал Митволь.
"Есть серьезные опасения, что разлив нефти будет продолжаться", - сказал замглавы Росприроднадзора.
Что касается опасности загрязнения серой, то, по словам Митволя, это вещество инертное, и есть надежда, что оно не будет вступать ни в какие соединения, опасные для человека. После шторма, отметил он, спасатели попытаются поднять контейнеры с серой на поверхность.
"Но в сухогрузе ("Вольногорск") также были танки, полные мазута. То есть мы имеем дело с очень серьезной ситуацией, связанной с загрязнением Керченского пролива нефтепродуктами", - сказал Митволь.
Он отметил, что нефтесборщики при сильном волнении моря работать не могут, а мазут начинает уходить ко дну, и будет несколько лет "создавать повышенный фон содержания нефти в воде".
"То есть эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет. Работа по восстановлению экологического состояния Керченского пролива займет не один месяц", - сказал Митволь, указав, что технология сбора мазута очень сложная и дорогостоящая.
Он напомнил также, что Керченский пролив - пограничный с Украиной, и необходима координация работ с украинской стороной.
Между тем, президент Российского Зеленого Креста, одной из ведущих экологических организаций в РФ, академик РАЕН Сергей Барановский уверен, что затонувший груз серы в двух погибших из-за шторма сухогрузах более вреден для экологии, чем даже разлив нефти.
"Разлив нефти - это большая проблема, но еще большая проблема - затонувший груз серы. Сейчас масштабы возможного экологического ущерба зависят от оперативных действий МЧС и спасательных служб, но в любом случае это серьезная экологическая катастрофа", - сказал Барановский РИА Новости.