Один из ведущих американских экспертов по вопросам СНГ, президент влиятельного консалтингового агентства Eurasia Group Иан Бреммер в интервью корреспонденту «РИА Новости» Дмитрию Горностаеву высказал свое отношение к событиям в Грузии. По его мнению, США могут силить критику нынешних грузинских властей за недостатки в вопросах демократии и постараются убедить Саакашвили отменить чрезвычайное положение в стране.
- Господин Бреммер, как Вы оцениваете шаги, предпринятые в с вязи с последними событиями в Тбилиси президентом Грузии Михаилом Саакашвили и оппозицей и ее сторонниками. Я имею в виду и жестокие столкновения между полицией и участниками антиправительственного митинга, и прекращение новостного вещания телеканалов, и введение чрезвычайного положения?
- Чрезмерная реакция власти на акции протеста усилила антиправительственные настроения и значительно усложнила западным союзникам Грузии возможность поддерживать ее нынешнее правительство. И несмотря на то, что демократически избранные власти Грузии остаются легитимными, поддержка Саакашвили внутри страны и в мире, несомненно, ослабла.
- Какова, на Ваш взгляд, разница в восприятии в США нынешних протестов против Саакашвили и тех акций протеста, которые привели Саакашвили к власти четыре года назад?
- Думаю, не ошибусь, если скажу, что два этих события связаны исключительно потому, что недавние антиправительственные протесты оказались самыми масштабными со времен «революции роз», а также поскольку оппозиция приурочила их к четвертой годовщине этой революции. США, хотя и явно расстроены последними событиями в Грузии и теми шагами, которые предприняло ее правительство, все же серьезно поддерживают грузинские власти и Саакашвили.
- Как вы прокомментируете заявления президента Грузии о том, что Россия спровоцировала нынешний политический кризис в Грузии, в том числе и подстрекала оппозицию к уличным протестам?
- Продолжающиеся обвинения Саакашвили в адрес России в подстрекательстве беспорядков еще больше усилит нынешнюю напряженность отношений с Москвой и с сепаратистами (в Абхазии и Южной Осетии). В то же время российское эмбарго на грузинский иморт продолжает наносить вред экономике Грузии. А без возобновления торговли между Грузией и ее самым большим, в свое время, торговым партнером не улучшатся и перспективы долгосрочного экономического роста.
Попытки власти дискредитировать оппозицию, обвиняя ее в том, что она равняется на Россию, да и последующие шаги по продолжению такой линии аргументации, включая отзыв грузинского посла из Москвы, высылку сотрудников российского посольства из Тбилиси, вряд ли будут способствовать движению вперед. На самом деле опозиционные партии уже начали на Западе дипломатическое наступление, объявив в совместном манифесте, что среди их политических целей - улучшение отношений с ЕС и присоединение к НАТО. Лидеры оппозиции настолько же антироссийские по своим заявленным внешнеполитическим целям, насколько и сам Саакашвили. Более того, финансовым двигателем оппозицци является состоятельный олигарх Бадри Патаркацишвили, близкий друг Бориса Березовского, откровенно антикремлевского диссидента.
- Вы можете предположить, какие шаги предпримет администрация США в отношении участников политического конфликта в Грузии?
- США поддерживают решение о проведении досрочных президентских выборов, которое уже развеяло тучи политического кризиса и поспосбствует сохранению относительного спокойствия в Тбилиси. США теперь сконцентрируют усилия на том, чтобы убедить Саакашвили отменить чрезвычайное положение. После цепочки недавних событий США будут более внимательно на месте следить за ситуацией. И можно ожидать, что критики по поводу очевидных недостатков демократии будет больше, чем было ранее.
- Повлияет ли этот кризис на отношения между США и Грузией?
- Грузия остается очень важным союзником США и долгосрочные отношения с ней не ухудшатся. Что касается России и Грузии, то отзыв Грузией своего посла из Москвы и высылка сотрудников российского посольства, а также схожие ответные действия со стороны России грозят ухудшением двусторонних отношений, которые и без того уже находятся на низком уровне.
Нью-Йорк