Рейтинг@Mail.ru
Реабилитация царской семьи. В лабиринте УК, истории и веры - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реабилитация царской семьи. В лабиринте УК, истории и веры

Читать ria.ru в
Дзен
Русская революция человеколюбием не отличалась. Судьба Николая II и его близких - лишь одна из множества трагедий того времени, но именно она сегодня в центре внимания. Только что Верховный суд РФ поставил, кажется, окончательную точку в безуспешных попытках Великой княгини Марии Владимировны перебороть УК России, чтобы судебные органы вынесли, наконец, решение о реабилитации ее предков. Жаль княгиню, жаль прокуроров, жаль русскую историю, в которой до сих пор осталось множество запутанных до предела клубков. Княгиню жаль просто по-человечески. В подвале Ипатьевского дома было совершено тяжкое преступление. Среди жертв - дети. Пусть справка о реабилитации и малое утешение, но все же.

 Блог автора

Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.

Русская революция человеколюбием не отличалась. Судьба Николая II и его близких - лишь одна из множества трагедий того времени, но именно она сегодня в центре внимания. Только что Верховный суд РФ поставил, кажется, окончательную точку в безуспешных попытках Великой княгини Марии Владимировны перебороть УК России, чтобы судебные органы вынесли, наконец, решение о реабилитации ее предков.

Жаль княгиню, жаль прокуроров, жаль русскую историю, в которой до сих пор осталось множество запутанных до предела клубков.

Княгиню жаль просто по-человечески. В подвале Ипатьевского дома было совершено тяжкое преступление. Среди жертв - дети. Пусть справка о реабилитации и малое утешение, но все же.

Жаль и Генеральную Прокуратуру, которая просто не может в рамках существующего УК удовлетворить просьбу Марии Владимировны, поскольку то, что произошло 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, никак не подпадает под закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». На сухом юридическом языке отказ звучит так: «Умышленное убийство, пускай и имеющее политическую окраску, совершено лицами, не наделенными соответствующими судебными и административными полномочиями. Какого-то хотя бы формального обвинения властями Императору и членам его семьи предъявлено не было. В этой связи совершенное убийство с правовой точки зрения является общеуголовным преступлением». И как прикажете выбираться прокурорам из этого лабиринта?

При всем уважении к самой Марии Владимировне, к ней и ее адвокатам, тем не менее, гораздо больше вопросов, чем к Генпрокуратуре. Ну, например. Вопрос о реабилитации обсуждается уже десять лет, с того момента, когда в 1998 году состоялось захоронение «царских останков» в Петропавловской крепости. Именно тогда княгиня сумела получить в одном из районных ЗАГСов Санкт-Петербурга свидетельство, где подтверждалось, что Николай и его семья были расстреляны. Формально юридическую процедуру о реабилитации можно было запускать уже тогда. Однако Мария Владимировна раздумывала по этому поводу семь лет, объяснив задержку тем, что ей было чрезвычайно важно узнать мнение по этому вопросу РПЦ.

Предположим. Однако позиция РПЦ хорошо известна. Церковь, по словам епископа Егорьевского - Марка, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, к решению Генпрокуратуры относится «спокойно». Что и понятно, поскольку РПЦ уже давно канонизировала царскую семью, да и само решение светских властей по этому поводу для человека верующего ничего не меняет. Коротко позиция формулируется так: мученики в реабилитации не нуждаются. Отсюда законный вопрос: зачем Марии Владимировна потребовалось так долго ждать мнение РПЦ, чтобы потом - в противовес этому мнению - все-таки идти в суд и прокуратуру?

Еще одно противоречие. Тот же епископ Марк считает, что самим фактом торжественного захоронения останков царя в усыпальнице российских императоров (на котором, кстати, присутствовал первый президент России) государство уже выразило свое отношение к личности Николая II. Спрашивается: почему для РПЦ тема реабилитации уже закрыта, а для Марии Владимировны, столь уважающей мнение Московского Патриархата, нет?

По правде говоря, смущает и риторика адвокатов Марии Владимировны. «Если признать цареубийство не репрессией, а уголовным преступлением, - задается вопросом один из адвокатов, - значит, современное государство (российское) является преемником уголовников?» Правда, тут же добавляет: «Даже мы, монархисты, этого не говорим. Мы говорим, что государство совершало ошибки, и их необходимо признать». Таков был упреждающий удар адвокатов на пресс-конференции, предшествующей заседанию Верховного суда.

Опять вопрос. Итак, теперь, когда и Верховный суд не посмел нарушить ради Марии Владимировны российское законодательство, современная Россия стала «преемником уголовников»? Или как? Именно с этой позицией Великая княгиня и ее адвокаты отправятся теперь в Международный суд? Еще до решения Верховного суда они обещали это сделать, если в России иск не удовлетворят.

Кстати, потомки Николая всячески отметают предположения о том, что реабилитация - это только первый шаг к требованию о реституции царского имущества. Но где гарантия, что этого не произойдет? До революции Российский императорский дом обладал рангом госучреждения. В настоящее время императорский дом, хотя и находится формально в изгнании, все равно, как сообщает его официальный сайт, «продолжает существовать на своих незыблемых юридических основах».(?)

Наконец, еще одна проблема. У РПЦ своя позиция, у Верховного суда своя. Но есть еще и суд истории. Что значит для этого суда «политическая реабилитация» Николая II? Мы что, уже всерьез разобрались, какую роль сыграл последний монарх в ужасах Ходынки? Или в позорной русско-японской войне? В Кровавом воскресенье? В революции 1905 года? В первой мировой? В тех обстоятельствах, что спровоцировали Февраль 1917-го?

Завтра, не исключено, встанет вопрос о реабилитации и других членов царской семьи. О них мы знаем еще меньше. Между тем, это были люди очень разные: истинные джентльмены и воры (один попался даже на краже фамильных бриллиантов), примерные мужья и любвеобильные гомосексуалисты, трудоголики и патологические бездельники. В семье встречались толковые военные, хорошие моряки, даже талантливые историки и поэты. К концу XIX века в среде Романовых не оказалось лишь достойного государя, но именно в этом и заключался весь смысл существования династии.

У династии, вероятно, имелся шанс выжить, потеснившись на российском политическом Олимпе: согласиться царствовать, но не править. Многие европейские монархии прошли этот путь. Романовы не захотели.

Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала