Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Убедил ли на переговорах в Вашингтоне Джордж Буш турецкого премьера Реджепа Эрдогана отказаться от военной операции на территории Ирака, пока остается загадкой. Скорее всего - нет. Прежде всего, потому что Эрдоган в данной ситуации - заложник обстоятельств.
Парадокс в том, что сам премьер заинтересован в том, чтобы ситуация разрешилась без таких крайних мер как введение войск в Ирак. Но если теракты, организуемые Рабочей партией Курдистана (РПК) на территории Турции, продолжатся, у Эрдогана может не остаться другого выбора и он даст отмашку военной операции. Но пока время у него есть. В том числе благодаря состоявшимся в США переговорам.
Напомним: в октябре турецкий парламент дал карт-бланш правительству на проведение операции на территории Иракского Курдистана, где скрываются боевики РПК. Разрешение действительно в течение года. Пока турецкие войска ограничиваются ведением боевых действий в приграничных районах.
Вашингтон поддержал турецкое правительство, подтвердив, что считает РПК террористической организацией, а значит, любые действия против нее оправданы. Правда, при условии, если «такие действия не подрывают региональную стабильность» - т.е. Турция воздерживается от введения войск на территорию Ирака, по крайней мере, без согласия Багдада и властей Иракского Курдистана. Взамен Буш пообещал Эрдогану сотрудничество в обмене разведданными и «всяческую поддержку». Турецкий премьер после переговоров признался, что «счастлив».
Хотя Буш не вдавался в подробности, в чем конкретно будет заключаться помощь Анкаре, Эрдоган, видимо, рассчитывает на многое. «Я полагаю, мне не нужно объяснять, что мы понимаем под словом «враг», - прокомментировал он итоги встречи.
Действительно, можно и не объяснять. Ведь еще накануне визита Эрдогана в Вашингтон госсекретарь Кондолиза Райс заявила: хотя РПК существовала еще до американского вторжения в Ирак, теперь Вашингтон несет ответственность за все происходящее на территории этой страны. США подтверждают: Ирак не будет служить убежищем для террористических организаций, в том числе и для РПК.
Впрочем, это вовсе не означает, что американцы немедленно передислоцируют свои войска в Ираке в те провинции, где скрываются боевики РПК. Тем более что это самая спокойная территория по сравнению с другими районами.
Другое дело - обмен разведданными с Анкарой, экономические санкции в отношении тех, кто сотрудничает с РПК, а также оказание давления на иракские власти, чтобы они содействовали Турции в борьбе с этой организацией. Кроме того, Вашингтон дает понять: в данной ситуации, выбирая между двумя союзниками (иракскими курдами и Анкарой), он примет сторону последней - в случае, если курды сами не наведут порядок на подконтрольной им территории.
Буш дал Эрдогану сильные козыри, чтобы противостоять давлению внутри страны. У премьер-министра отпала необходимость незамедлительно вводить войска в Ирак и развязывать войну, которая никому - в первую очередь самим туркам - не нужна. Теперь все зависит от того, сдержат ли Вашингтон, Багдад и иракские курды свои обещания положить конец террористической деятельности РПК.
Надо отдать должное дипломатии Эрдогана, который в момент кризиса и в турецко-иракских и в турецко-американских отношениях сумел сохранить партнерство с обеими сторонами. Более того - добился и от Вашингтона, и от Багдада поддержки. Объявил войну, но сохранил мир. По крайней мере, пока. При удачном стечении обстоятельств о новой масштабной войне в регионе можно забыть до весны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции