Фахриддин Низамов, член экспертного Совета РИА Новости.
В визите министра обороны Российской Федерации в Ташкент вроде бы никакой сенсации не было. Все прошло по программе: протокольные встречи, подписание плана двустороннего сотрудничества на 2008 год, прием президентом Каримовым, и т.д. Поэтому СМИ поспешили преподнести слова пресс-секретаря министра обороны РФ Алексея Кузнецова об обсуждении министрами обеих стран вопроса использования плато Устюрт как место падения отработавших частей ракет-носителей при их запуске как сенсационные. Не мне судить о степени сенсационности этой информации, но она доказывает другое, а именно планомерное и поступательное развитие связей между нашими странами в области военного сотрудничества на основе правового фундамента, заложенного в Договоре о союзнических отношениях. Узбекский министр обороны Руслан Мирзаев однозначно подтвердил, что «состояние военно-технического сотрудничества отвечает интересам Узбекистана и России».
Прежде, чем продолжить размышления об итогах визита Анатолия Сердюкова, было бы уместно сделать краткий экскурс в новейшую историю узбекско-российского военного сотрудничества. Хотя Договор 2005 года стал прорывным в развитии отношений в этой сфере, все же определенный импульс им был дан в декабре 1999-го, когда Узбекистан посетил Владимир Путин, тогда еще будущий президент России. Именно в тот период были достигнуты договоренности о четкой координации между военными ведомствами двух стран. Это касается и плана двустороннего сотрудничества на следующий год, подписанный министрами обороны Мирзаевым и Сердюковым.
Поэтому я бы не стал утверждать вслед за другими комментаторами- политологами, что «после долгого перерыва военное сотрудничество между Узбекистаном и Россией возобновляются». Скажу больше: это сотрудничество имеет устойчивую тенденцию к расширению по всему «фронту». По словам Анатолия Сердюкова, в настоящее время оно активизировалось на всех уровнях, причем не только в военно-технической сфере.
По последним данным, если в целом объем взаимного товарооборота между Узбекистаном и Россией за 2006 год составил свыше 3 млрд. долларов, то по итогам первых 8 месяцев текущего года он превысил 2,6 млрд. и ожидается, что этот показатель превзойдет прошлогодний рекорд. Несомненно, в этот объем входит и осуществляемые военные контракты.
Правда, о деталях плана сотрудничества на 2008 год между двумя оборонными ведомствами не сообщается, но даже по имеющейся относительно скудной информации можно сделать вывод о том, что военная сфера находится в зоне особого двустороннего внимания.
В мае нынешнего года было подписано соглашение об обеспечении узбекских подразделений ПВО переносными зенитно-ракетными комплексами и обмене информацией. Активизация взаимодействия касается и авиации. Готовится межгосударственный документ об обмене информацией обо всех воздушных инцидентах, что позволит объединить усилия в борьбе с терроризмом в воздухе.
На основе разрабатываемых и осуществляемых совместных программ между двумя оборонными ведомствами узбекские вооруженные силы имеют возможность обновлять и ремонтировать парк военной техники; принимать участие на военных учениях; обучать кадры в российских военных вузах; получать доступ к новейшим военным технологиям, оперативным разведданным, аналитическим материалам спецслужб России. Антитеррористические учения, проводимые как на двусторонней, так и многосторонней основах (в рамках ОДКБ и ШОС) имеют огромное значение в обеспечении безопасности и стабильности не только в Узбекистане, но и в регионе в целом.
Кстати, вопросы региональной безопасности тоже были затронуты на переговорах глав военных ведомств. Для усиления борьбы с международным терроризмом, наркотраффиком и другими угрозами в Центральноазиатском регионе требуется многоуровневый механизм военно-технического сотрудничества, и этот механизм приобретает все более реальные очертания, особенно имея в виду партнерство в таких структурах, как ОДКБ и ШОС.
Когда речь заходит о сотрудничестве РФ со странами Центральной Азии, то многие склонны считать, что оно выгодно, прежде всего, российским партнерам. Россия действительно помогает им в техническом перевооружении армий, обучении военных кадров. Более того, недавно официальная Москва во время душанбинского саммита пообещала продавать членам ОДКБ вооружение и спецтехнику на льготной основе, то есть по внутрироссийским ценам.
Но такое сотрудничество сулит немало стратегических выгод и для самой России. Во-первых, создание так называемого «пояса безопасности» в Центральноазиатском регионе облегчит не только обеспечение мира и стабильности у российских границ, но и позволит противостоять расползанию международного терроризма, наркотиков, незаконной миграции и других угроз по всему евразийскому материку. Во-вторых, все более активизирующаяся российская энергетическая политика требует согласованных действий с «южным флангом», поскольку Запад предпринимает отчаянные попытки по диверсификации импорта энергоносителей из стран Центральной Азии в обход России. В этой борьбе он иногда прибегает к тактике «удара ниже пояса», провоцируя цветные революции.
В этом плане ставка на Узбекистан, как на стратегического союзника в регионе, является беспроигрышным вариантом для России. И надо как можно меньше неожиданных и неприятных сенсаций в наших союзнических отношениях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции