Рейтинг@Mail.ru
Что таит личность Паганини: редчайшая болезнь гениального музыканта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что таит личность Паганини: редчайшая болезнь гениального музыканта

Читать ria.ru в
Дзен
Многим не давала покоя необычная внешность мастера. Как считают исследователи, его тонкие сверхгибкие пальцы невероятной длины вполне могли быть внешним проявлением болезни.

"Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали"

Н. Паганини.

Гений, обладавший даром завораживать публику звуками скрипки, родился в небольшом итальянском городке, а под конец жизни покорил всю Европу. Редкий артист пользовался такой популярностью как Никколо Паганини. Каждый, кто хоть раз слышал звуки его скрипки, сохранял это воспоминание до последних дней.

Два века спустя, трудно представить, как именно звучала скрипка самого искусного в мире скрипача: другого Паганини человечество до сих пор не получило. Описать игру виртуоза под силу разве что поэту. "Все вокруг развертывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору. В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная...", - писал Генрих Гейне.

Помимо необыкновенной любви к музыке, в жизни Паганини было достаточно места  для прозы жизни: многие не понимали его, многие завидовали, а некоторые и мстили.

Прожив недолгий век, гениальный скрипач оставил после себя множество слухов и легенд. Произошло это отчасти потому, что потрясенные его музыкой люди часто не могли дать рациональное объяснение способностям музыканта. Кто-то говорил, что его искусство - музыка небес, ангельские голоса, а недоброжелатели отвечали, что Паганини в сговоре с потусторонним миром.

Вплоть до XX века ходили слухи, что в юности Никколо прибег к помощи хирурга: тот сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук. Предположение это такое же фантастическое, как и все прочие легенды, собранные вокруг имени Паганини. Ведь, как известно, удивительные музыкальные способности он проявлял еще с первых лет жизни.

Властный отец Никколо, осознав незаурядность своего ребенка, заставлял его заниматься музыкой дни напролет, оставляя без пропитания. Это потом много лет спустя страдающий от болезней музыкант будет вспоминать случай, оставивший след на всей его жизни. Никколо был так истощен, что впал в каталепсию, и родители едва не похоронили его, сочтя умершим.

Побывав однажды на грани жизни и смерти, Паганини обретает еще большую страсть к музыке.

Невероятную технику игры скрипача часто связывали с его строением кисти. Скрипка Паганини могла издавать звуки близкие к пению птиц или даже к человеческим голосам. Люди на концертах в толпе думали, что где-то за сценой спрятана вторая скрипка, играющая вместе с инструментом мастера.

Многим не давала покоя необычная внешность мастера.  Как считают современные исследователи, его тонкие сверхгибкие пальцы невероятной длины вполне могли быть внешним проявлением болезни. О ней знал только сам Паганини, да его единственный преданный доктор.

Современные врачи считают, что секрет скрипичной техники Паганини отчасти объясняется редчайшим заболеванием, которым страдал музыкант. В статье американского врача Майрона Шенфельда говорится, что Никколо Паганини страдал синдромом Марфана, вызванным наследственным пороком развития соединительной ткани. При этой болезни наблюдается поражение опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.

Описание внешности музыканта совпадает с внешними проявлениями синдрома Марфана: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, "паучьи" пальцы. Когда Никколо выходил на сцену, публика непосвященная пребывала в недоумении от его несуразной фигуры, но стоило ему начать играть, люди забывали о его несовершенствах.

Но сказать, что своим необычайным мастерством Паганини "обязан" болезни, было бы большой ошибкой. Синдром Марфана сам по себе вовсе не располагает к музыкальной одаренности. Среди больных им не было выдающихся музыкантов, исключением стал только Паганини. Болезнь под конец жизни отобрала у него самое главное - способность играть. Последние дни Никколо мог только с грустью перебирать струны, лежавшей рядом скрипки.

Пожалуй, единственный секрет, хранившийся в страстной душе Паганини, заключался в его безмерной любви к музыке.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала