Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Протон" стартует вновь

В принципе, сам факт очередного старта российской тяжелой ракеты-носителя «Протон» с космодрома Байконур уже давно «горячей» новостью не является. Однако запуск этой ракеты 26 октября можно вполне расценить как новую страницу в истории эксплуатации отечественной ракетной техники. Все дело в том, что казахская сторона приостановила пуски ракет семейства «Протон» с космодрома после аварии носителя 6 сентября. Мало того, что сам факт полностью неудачного сентябрьского запуска самой надежной машины в моральном и материальном плане весьма неприятно подействовал на отечественную космонавтику. Под угрозой срыва оказалась принципиальная для России программа спутниковой навигации ГЛОНАСС, аппараты которой можно вывести на орбиту только «Протонами».

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

В принципе, сам факт очередного старта российской тяжелой ракеты-носителя «Протон» с космодрома Байконур уже давно «горячей» новостью не является. Однако запуск этой ракеты 26 октября можно вполне расценить как новую страницу в истории эксплуатации отечественной ракетной техники. Все дело в том, что казахская сторона приостановила пуски ракет семейства «Протон» с космодрома после аварии носителя 6 сентября.

Мало того, что сам факт полностью неудачного сентябрьского запуска самой надежной машины  в моральном и материальном плане весьма неприятно подействовал на отечественную космонавтику. Под угрозой срыва оказалась принципиальная для России программа спутниковой навигации ГЛОНАСС, аппараты которой можно вывести на орбиту только «Протонами». До конца года необходимо развернуть в космосе еще 6 спутников этой системы в результате двух запусков - теперь уже состоявшегося 26 октября и еще одного - в декабре.

Если откровенно, то казахи все-таки заставили всех немного поволноваться: ведь запрет они сняли буквально накануне сегодняшнего старта. Собственно, беспокойство возникло через некоторое время  после аварии, когда казахская сторона, подсчитав сумму ущерба от заражения местности токсичными компонентами топлива и прикинув всевозможные компенсации, объявила вызвавшую в Роскосмосе глухое раздражение сумму в  более $60 млн.

Стало понятно, что именно «презренный металл» станет главной темой переговоров соответствующих комиссий обеих стран. Он же в конечном итоге может сыграть ключевую роль в сроках возобновления запусков ракет этого семейства с Байконура.

Тревога усилилась 9 октября, когда поступило сообщение о том, что премьер-министр Казахстана Карим Масимов отменил намеченное на 10 октября посещение Байконура. Ранее официальный Роскосмос сообщил, что премьер-министр планирует в ходе поездки посетить стартовый комплекс «Протонов» и лично убедиться, что сделано все возможное для предотвращения аварий в будущем. Вполне оправдано ожидалось, что запрет будет снят во время встречи руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова и казахского премьера на Байконуре.

Следует отметить, что, согласно заявлению Перминова, как раз решение технических проблем, а не разногласия по сумме компенсации являлось необходимым условием для разрешения возобновить запуски.

«Правительственная комиссия России не связывает выплаты по ущербу от аварии «Протона М» и возобновления запусков «Протонов», - констатировал с полным на то основанием Анатолий Перминов. В самом деле, по его словам, на встрече с премьером Масимовым в Астане 8 октября «отмечалось, что, согласно двусторонним отношениям, необходимым условием  возобновления запусков ракет является выявление причин, приведших к аварии и принятие мер по недопущению технических неисправностей, что нами уже сделано».

Как говорится, логика - железная. Однако избавиться от сомнений относительно казахов было сложно, если учесть, что сумму выплаты так установить к тому времени и не удалось, а премьер Масимов так и не увидел Байконур. Между прочим, его напрасно ждал и очередной международный экипаж МКС, в тот день благополучно отправившийся в космос. Есть о чем задуматься, иными словами.

Но все хорошо, что хорошо кончается. Тем более что оснований сомневаться в «Протонах» на сегодняшний день действительно нет. И с деньгами время еще есть разобраться. Согласно подписанному двустороннему протоколу, Москва и Астана должны утрясти финансовые вопросы, связанные с аварией 6 сентября, до 1 декабря 2007 г. К тому же, ведь не в деньгах счастье.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала