Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости.
Открывающийся в португальском городе Мафра саммит Россия-ЕС станет юбилейным, 20-м по счету. Этим российские политики особенно гордятся, рассказывая о своих многочисленных достижениях на европейском направлении. В качестве подтверждения таковых они без запинки (и почти не заглядывая в бумажку) называют цифры товарооборота (он превысил отметку в 230 миллиардов долларов), инвестиций в Россию (75% таковых приходится на страны-члены ЕС) и напоминают, что Россия занимает третье место среди торговых партнеров альянса - после США и Китая. И все же оптимизм оптимизмом, но сегодня проблем между Москвой и Брюсселем куда больше, чем было девять с половиной лет назад - во время проведения первой встречи в мае 1998-го в Бирмингеме.
Проблема первая (и главная). Кроме 20-летия саммитов в этом году исполняется еще одна круглая дата - 10 лет Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (сокращенно СПС) между ЕС и Россией. Дата-то круглая, но неприятная: предполагалось, что именно к 10-летию этого документа его заменят новым. Крайний срок был назначен на 1 декабря. Но в ноябре прошлого года на саммите в Финляндии стало очевидно: нового соглашения к этому времени не будет. Свою «особую позицию» традиционно высказала Варшава: в качестве предварительного условия она потребовала от России снять запрет на поставки ее мяса. Только в этом случае Польша готова была отказаться от вето и разрешить Еврокомиссии начать переговоры с российским руководством. За прошедший с тех пор год договориться не удалось.
Впрочем, Москва к числу главных проблем отсутствие нового договора предпочитает не относить. По крайней мере, публично. Ссылаясь на то, что предоставление мандата Еврокомиссии - все-таки не ее дело, а европейское. И уж коли одна из стран-членов решила наложить вето, то и переубеждать ее должны не российские переговорщики, а европейские. В конце концов, договор нужен им ничуть не в меньшей степени. Технический же выход из правовой коллизии нашли довольно быстро: ныне действующий договор будет продлен еще на год. В надежде на то, что за это время, может, что и изменится.
Тем более что в Польше только что состоялись парламентские выборы, на которых один из двух Качиньских - премьер Ярослав потерпел поражение и теперь вынужден уйти в отставку. Договориться же с новым правительством, которое возглавит куда более терпимо относящийся к Москве Дональд Туск, будет куда проще. Вполне возможно, теперь поляки прислушаются к рекомендациям, прекратят увязывать «мясную тему» с «договорной» и перестанут делать Евросоюз заложником традиционных фобий между нашими странами.
Проблема вторая (энергетическая). В сентябре серьезная угроза неожиданно нависла над Газпромом: Еврокомиссия начала обсуждать план введения ограничений на иностранные инвестиции в свою энергетическую инфраструктуру. Если такие меры действительно будут предприняты, последствия для российской экономики очевидны. Другое дело, что пока дальше планов дело не пошло. И вполне может ими и закончиться. Против нововведений выступили некоторые члены ЕС, имеющие с Россией особые отношения: Франция, Германия, Италия, Австрия. И их мнение Брюссель вряд ли решится проигнорировать.
Проблема третья (народная). С 1 июня начало действовать соглашение об упрощении визового режима между Россией и ЕС. Вроде бы новость для миллионов российских граждан, полюбивших отдыхать на европейских курортах, хорошая. Если бы не одно «но». С реализацией соглашения произошли серьезные накладки. Мало того, что список документов, которые надо подавать соискателю визы, не только не сократился (а в некоторых консульствах даже увеличился), да еще и цена выросла. Формально она, конечно, соблюдается - 35 евро, как и прописано в договоре. Но реально, чтобы попасть в некоторые страны, теперь надо заплатить больше. Французское, бельгийское, испанское и голландское консульства с некоторых пор перестали справляться с потоком желающих получить визы и решили облегчить себе задачу, открыв визовые центры. Теперь, конечно, в центрах без традиционной для консульств толкотни можно спокойно дождаться своей очереди в кондиционируемом помещении, но зато за комфорт приходится платить дополнительно. Что со всем этим делать и не имеет ли смысл заставить консульства выполнять их прямые обязанности - выдавать визы за согласованную плату - предстоит выяснить в Португалии.
Проблема четвертая (косовская). Среди тем, которые хотя и не заявлены официально, но скорее всего будут обсуждаться, - традиционные иранская, ближневосточная, косовская и американские планы разместить элементы ПРО в Польше и Чехии. По ПРО Брюссель нам, конечно, мало чем поможет: он предпочитает не вмешиваться, заявляя, что эту проблему должны решать те, кого она напрямую касается - то есть Россия и США, максимум Россия и НАТО. А вот обсуждать Косово смысл есть. Тем более что оптимистичные для России новости появились буквально на этой неделе. «Тройка» международных посредников (Россия, ЕС и США) обнародовала план, по которому Приштине гарантируются расширенные права, но при этом в документе нет ни слова о ее независимости. Этот вариант может устроить всех - и Россию, и европейские страны (далеко не все они поддерживают независимость края, также как и Москва, опасаясь новых прецедентов). Теперь главное, чтобы этот вариант устроил самих косовских албанцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции