МОСКВА, 19 окт - РИА Новости, Наталия Курова. Режиссер Владимир Хотиненко, снявший фильм "1612" о Смутном времени, убежден, что исторической правды не существует.
"Исторической правды, как таковой, не существует. Я готов отвечать за свои слова. Существуют исторические мифы, но не правда. Достоверных источников почти не сохранилось, а те, что дошли до нас, писаны людьми, а потому не могут быть совершенно объективными", - рассказал Хотиненко в интервью РИА Новости.
В пример он приводит "всем известного исторического персонажа" - Дмитрия Пожарского. "Существует, как оказалось, очень много самых разных и даже противоположных трактовок этого образа. У нас с Мишей Пореченковым, исполнителем этой роли, свой Пожарский. Не памятник, а живой человек, не вписывающийся ни в какие концепции", - говорит создатель фильма о Смуте.
По словам режиссера, в основе фильма - история любви вымышленного героя Андрея, которого еще мальчишкой угораздило влюбиться в царевну - дочь Бориса Годунова, красавицу Ксению.
"Мы не делали глубокого исторического исследования - я вообще не верю в киноисследования, - а пошли по вольному пути: придумали историю, через которую в увлекательной форме старались донести этот архиважный момент в жизни России до зрителя", - признается Хотиненко.
"Наша придуманная история, как на гвоздики, нанизана на реальные исторические события и персонажи. Мы выбрали наиболее яркие эпизоды. Например, рассказ о Лжедмитрии, который на Масленицу построил на потеху крепость с чертями и пушками, пугающими православных, за что народ дал ей прозвище "Ад". После этого утвердилась дурная слава за Лжедмитрием, и начался его закат. Мы восстановили эту адскую машину по сохранившимся чертежам, и в нашем фильме она предстанет такой, какой была в те далекие времена", - рассказал собеседник.
"Или еще - раскопали историю одного иезуита, отправленного в Россию для насаждения католической веры, который воротился в Рим через семь лет настоящим русским батюшкой с крестом и бородищей. Ватикан подтвердил существование такого человека", - продолжил режиссер.
По словам Хотиненко, неожиданных и интересных открытий было много, но более всего он дорожит тем, что были обнаружены плачи Ксении Годуновой, о которой вообще очень мало известно, и в фильме звучит песня композитора Рыбникова на слова Ксении Годуновой.
"Вот эта песня для меня - самое достоверное, что может быть", - утверждает режиссер.
Название фильма он комментирует так: "1612" - это своеобразный код рокового для России Смутного времени. И мы посчитали правильным, чтобы в названии была дана эта дата, сразу обозначающая этот период российской истории".
На вопрос, на кого рассчитана картина "1612", Хотиненко ответил: "Прежде всего, на молодежь, которая, к сожалению, мало знает об истории своей страны".
Но сегодня, по мнению режиссера, интерес к истории есть - люди ищут ответ на вопрос "на чем стоять", и этим наши времена отличаются от перестройки, когда важно было только выжить.
"Где-то я прочитал: "как же ты живешь без корешков?" Да. Без корешков жить нельзя, и когда мы забываем об этом, то кончается всегда плохо", - убежден Хотиненко.
Режиссер считает, что историческое направление в кинематографе актуально и востребовано, и, возможно, он продолжит это направление.
Работа над фильмом "1612" заняла полтора года и обошлась в 12 миллионов долларов. Сами съемки продолжались 100 дней и проходили в Выборге, Минске, Риме, Праге и Москве.
В картине снимались Марат Башаров, Александр Балуев, польский актер Михаил Жебровский, испанец Рамон Ланга и настоящая легенда кино, актер, работавший с Антониони в "Приключении", Габриэле Ферцетти.
Главные роли исполнили Петр Кислов, Артур Смольянинов и Виолетта Давыдовская.
Премьера фильма "1612" состоится 31 октября, а с 1 ноября картина выходит в широкий прокат.