К материалу "Бунт в кировградской колонии привел к гибели двух человек"
В России первые исправительные заведения (приюты и колонии) для несовершеннолетних возникли во второй половине XIX века в Москве, Петербурге, Саратове, Курске и др. городах. В первые годы советской власти наиболее полно принципы исправительно-трудовой педагогики были воплощены в деятельности трудколонии и воспитательных учреждений под руководством А. С. Макаренко, а также в Болшевской трудкоммуне под Москвой. С 1935 по 1969 годы в СССР имелось два вида Трудовой колонии для несовершеннолетних: общего типа и для содержания несовершеннолетних, осуждённых за тяжкие преступления. С 1969 года несовершеннолетние отбывали наказание в воспитательно-трудовых колониях.
В Российской Федерации существуют воспитательно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние 14-18 лет, осуждённые судом к лишению свободы. Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательно-трудовой колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима - в исправительно-трудовую колонию общего режима; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима - в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершённого преступления, личности и поведения осужденного.
По данным ФСИН, по состоянию на 1 октября 2007 года в 54 субъектах РФ функционируют 62 воспитательные колонии для несовершеннолетних. По состоянию на 1 июля 2007 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних содержится 12,1 тысяч человек. При исправительных и воспитательных колониях функционирует 294 вечерних общеобразовательных школы и 222 учебно-консультационных пункта.
Исправительно-трудовые колонии существуют отдельно для юношей и девушек. Есть колонии общего и усиленного режимов. В колониях общего режима отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, впервые осуждённые к лишению свободы, а также все несовершеннолетние осуждённые женского пола. В колониях усиленного режима содержатся только несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, а также туда переводят несовершеннолетних из колоний общего режима за злостные нарушения правил поведения. В таких колониях предусмотрены сокращённое количество свиданий и посылок в течение года, уменьшенный размер денежных сумм, которые воспитанники имеют право тратить на свои нужды и др.
Условия содержания в таких учреждениях создают возможности для перевоспитания несовершеннолетних педагогическими мерами. Воспитанники получают общее образование (по учебному плану вечерних школ). В воспитательно-трудовых колониях имеются проф.-тех. училища, где обучение ведётся по типовым программам подготовки специалистов различных профессий.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 300 вечерних общеобразовательных школы и 364 учебно-консультационных пункта, 338 профессионально-технических училищ, действуют 436 церквей, 741 молитвенная комната.
По уровню образования и характеру производства воспитанники распределяются по отделениям (20-25 чел.), за работу которого отвечает воспитатель - офицер внутренней службы (как правило, с педагогическим или юридическим образованием), а также учитель и мастер производства.
За организацию и метод, обеспечение воспитательной работы в колонии несёт ответственность зам. начальника колонии по воспитательной работе, а также учебный воспитательный совет при начальнике колонии, в который входят её руководители, воспитатели, педагоги, мастера производств, обучения, представители общественности, организаций и трудовых коллективов, шефствующих над данной Воспитательно-трудовой колонией.
С учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей подростков для них установлен сокращённый рабочий день (от 4 до 6 час в зависимости от возраста), исключены вредные и тяжёлые виды труда, сверхурочные работы и ночные смены.