16 октября 2007 года, что соответствует 24 мехра 1386 года по иранскому летоисчислению, по приглашению Президента Исламской Республики Иран М.Ахмадинежада Президент Российской Федерации В.В.Путин во главе делегации высокого уровня посетил с рабочим визитом Исламскую Республику Иран. Этот визит стал первым визитом главы российского государства в Иран за всю историю отношений между двумя странами.
В ходе пребывания в Тегеране Президент Российской Федерации В.В.Путин принял участие во Втором каспийском саммите, встретился и провел переговоры с Верховным руководителем Исламской Республики Иран аятоллой С.А.Хаменеи, а также с Президентом Исламской Республики Иран М.Ахмадинежадом.
В ходе переговоров, прошедших в обстановке доверительности и взаимопонимания, стороны обсудили ключевые аспекты российско-иранских отношений и сотрудничества в различных областях, обменялись мнениями по актуальным региональным и международным вопросам и достигли следующих договоренностей.
1. Стороны подтвердили, что взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, культурной и других областях, а также взаимодействие на международной арене отвечают национальным интересам обеих стран и играют важную роль в деле поддержания мира и стабильности в регионе и за его пределами.
2. Была высказана решимость сторон и в дальнейшем содействовать поступательному развитию многоплановых российско-иранских отношений в соответствии с духом и буквой Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, подписанного в Москве 12 марта 2001 года.
3. Рассматривая вопросы торгово-экономического сотрудничества России и Ирана, стороны выступили за активизацию усилий по дальнейшему развитию хозяйственных связей двух стран, особенно в таких областях, как нефтегазовая промышленность, атомная энергетика, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, авиастроение, банковское дело и транспорт. По взаимному убеждению сторон, весомый вклад в эту работу призвана внести Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.
4. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия в сфере добычи и транспортировки энергоресурсов. Стороны договорились развивать прямые контакты между нефтяными и газовыми компаниями двух стран, нацеленные на заключение конкретных взаимовыгодных коммерческих соглашений по совместной работе во всех сегментах нефтяного и газового секторов.
5. Стороны подтвердили заинтересованность в координации маркетинговой политики в области экспорта нефти и газа, участии российских компаний в разработке нефтяных и газовых месторождений в Иране, в том числе газового месторождения "Южный Парс", создании в Иране промышленных мощностей для производства, хранения и поставок на экспорт природного газа.
6. С обеих сторон была подтверждена заинтересованность в продолжении сотрудничества в области энергетики, включая модернизацию построенных ранее при российском содействии и сооружение новых тепло- и гидроэлектростанций, в том числе строительство в Иране угольной ТЭС "Табас".
7. Стороны отметили двустороннее сотрудничество в сфере мирной ядерной энергетики и подтвердили, что оно и далее будет осуществляться в полном соответствии с их обязательствами по Договору о нераспространении ядерного оружия. В этой связи они также отметили, что строительство и пуск АЭС "Бушер" будут осуществлены в соответствии с согласованным графиком.
8. Стороны с удовлетворением отметили факт подписания контракта на поставку в Иран пяти самолетов Ту-204-100. В этой связи была выражена заинтересованность в дальнейшем углублении сотрудничества в сфере авиационной промышленности. Стороны, поддерживают ведущиеся в настоящее время переговоры между соответствующими организациями двух стран по вопросам поставки в Иран и производства в этой стране пассажирских самолетов Ту-334, Ту-214 и гражданских вертолетов "Камов", а также высказались за скорейшую подготовку и подписание контрактов по этим проектам.
9. В ходе встречи президентов было признано необходимым продолжить работу по созданию благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для совместных инвестиций в России и Иране. В этом контексте стороны отметили необходимость скорейшего подписания между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран Меморандума о развитии долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества и Соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений.
10. Стороны договорились продолжить работу по развитию Международного транспортного коридора "Север-Юг", в том числе его автомобильной, железнодорожной и морской составляющих, в интересах дальнейшего укрепления торгово-экономических связей России и Ирана, а также других стран региона.
В этой связи стороны условились ускорить рассмотрение вопроса о возобновлении сухопутного сообщения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран через территорию Республики Дагестан.
11. Стороны выразили удовлетворение поступательным развитием регионального сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями Исламской Республики Иран. В этом контексте была выражена уверенность в том, что возобновление деятельности Генерального консульства России в г.Реште и открытие Генерального консульства Ирана в Казани будут способствовать дальнейшему укреплению межрегиональных связей двух стран.
12. Стороны обсудили актуальные региональные проблемы, выразили заинтересованность в осуществлении двустороннего и многостороннего взаимодействия в Центральной Азии и в Закавказье с целью укрепления стабильности и безопасности в этих регионах, в том числе посредством более тесного сотрудничества со странами региона на основе взаимной заинтересованности и уважения.
13. Россия и Иран выступают за развитие равноправного и конструктивного взаимодействия между государствами-членами и государствами-наблюдателями при Шанхайской организации сотрудничества по направлениям, представляющим взаимный интерес.
14. Президенты Российской Федерации и Исламской Республики Иран подтвердили стремление обеих сторон решать все вопросы, возникающие на Каспийском море, исключительно мирными средствами в рамках равноправного сотрудничества пяти прикаспийских государств. Они согласны в том, что до заключения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря сохраняют свою силу соответствующие нормы, содержащиеся в договорах 1921 и 1940 годов между Ираном и бывшим Советским Союзом.
Учитывая уязвимость экологии Каспийского моря, стороны призывают воздерживаться от действий, способных нанести ущерб окружающей среде, сохранять разумный баланс между усилиями по разработке энергоресурсов и защите морской среды Каспия.
Стороны приглашают другие прикаспийские государства к скорейшему началу переговоров по вопросам сотрудничества в деле поддержания мира, укрепления безопасности и стабильности на Каспии. Они выступают за исключение военного присутствия на Каспии государств, не являющихся прикаспийскими.
Было высоко оценено значение состоявшегося в Тегеране 16 октября 2007 года (24 мехра 1386 г.) Второго каспийского саммита и подписанной по его итогам Декларации Ц первого политического документа, принятого пятью странами. Выражено удовлетворение сближением позиций прикаспийских государств по ключевым проблемам статуса, безопасности и сотрудничества на море.
15. Стороны подтвердили понимание особой ответственности прибрежных государств за обеспечение безопасности на Каспийском море, в том числе по противодействию новым вызовам и угрозам. В этом контексте стороны считают, что реализация идеи создания на Каспии военно-морской группы оперативного взаимодействия ("Касфор") способствовала бы предотвращению угрозы терроризма и распространения ОМУ, борьбе с незаконным оборотом оружия и наркотиков, торговлей людьми, защите экономических интересов прикаспийских государств, укреплению стабильности, безопасности в регионе, развитию сотрудничества и взаимодействия в решении общих задач и призывают все прибрежные государства активно подключиться к этому проекту и как можно скорее начать переговоры о параметрах их сотрудничества в этих целях.
16. Президенты России и Ирана отметили близость подходов России и Ирана к решению ключевых вопросов мировой политики и подтвердили готовность расширять сотрудничество в целях построения более справедливого и демократичного миропорядка, обеспечивающего глобальную и региональную безопасность и создающего благоприятные условия для устойчивого развития.
Было подчеркнуто, что такое мироустройство должно основываться на коллективных началах и верховенстве международного права при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций, а урегулирование любых международных и региональных конфликтов и кризисов должно осуществляться в строгом соответствии с Уставом ООН и нормами международного права с учетом законных интересов всех вовлеченных сторон.
Стороны подтвердили отказ от применения силы и угрозы силой для решения спорных вопросов, уважение суверенитета и территориальной целостности государств.
17. Президенты заявили о решительном осуждении Россией и Ираном терроризма во всех его формах и проявлениях, подтвердили недопустимость отождествления терроризма с какой-либо нацией, культурой или религией.
Стороны выступили за укрепление центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций в борьбе с международным терроризмом, другими новыми вызовами и угрозами. Они будут тесно сотрудничать в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, обеспечении строгого соблюдения норм универсальных антитеррористических конвенций, а также способствовать скорейшему завершению процесса согласования Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (ВКМТ).
Будучи озабоченными идейной экспансией терроризма, Россия и Иран обращают внимание на необходимость последовательного выполнения всех резолюций СБ ООН, осуждающих терроризм, и выступают за всемерное развитие глобального диалога.
Стороны продолжат свое взаимодействие в борьбе с терроризмом, другими новыми вызовами и угрозами на региональном уровне, в первую очередь - на платформе Шанхайской организации сотрудничества, придавая первостепенное значение обузданию террористической и наркоугроз, исходящих с территории Афганистана, созданию вокруг него поясов антинаркотической и финансовой безопасности.
Президенты отметили большое значение наращивания двустороннего сотрудничества России и Ирана в борьбе с терроризмом и выступили за продолжение практики обмена мнениями по тематике противодействия новым вызовам и угрозам между министерствами иностранных дел двух стран, активизацию контактов между компетентными органами, наполнение их практическим содержанием.
18. В ходе обсуждения ситуации в Афганистане сторонами была высказана обеспокоенность продолжающимся ухудшением ситуации в этой стране, ростом террористических угроз, со стороны талибов и прочих экстремистских сил. Президенты подтвердили намерение России и Ирана продолжать участвовать в послевоенном обустройстве Афганистана и заинтересованы в укреплении его государственности, становлении этой страны в качестве мирного, демократического, самостоятельного и процветающего государства.
19. Стороны выразили озабоченность тяжелой гуманитарной ситуацией на оккупированных палестинских территориях, особенно в связи с фактической изоляцией сектора Газа.
Президенты отметили, что восстановление через диалог общепалестинского консенсуса и единства является необходимой предпосылкой для реализации национальных чаяний палестинского народа, включая создание независимого и суверенного палестинского государства.
Российская Федерация и Исламская Республика Иран подтвердили приверженность достижению справедливого, всеобъемлющего и прочного урегулирования ближневосточного конфликта.
20. Отмечая необходимость укрепления суверенитета, независимости, территориальной целостности Ливана и сохранения национального единства, стабильности, безопасности и спокойствия в этой стране, Стороны поддерживают усилия по достижению в конституционных рамках согласия между различными ливанскими движениями при участии всех политических сил страны без какого-либо вмешательства извне для принятия жизненно важных для Ливана решений, считая, что только таким образом можно вывести страну из нынешнего кризиса.
21. Российская Федерация и Исламская Республика Иран активно выступили за сохранение единства, территориальной целостности и суверенитета Ирака, за прекращение иностранного военного присутствия в этой стране на основе соответствующего графика.
Поддерживая правительство и избранный на основе конституции парламент Ирака, стороны выражают надежду на скорейшее преодоление возникших межфракционных противоречий, которые негативно отражаются на их работе, через всеобъемлющий общеиракский диалог.
22. Стороны, признавая стратегическое значение и чувствительность региона Персидского залива, а также важность поддержания там безопасности и стабильности, указали на необходимость коллективного сотрудничества всех прибрежных государств в деле обеспечения мира и безопасности в данном регионе и совместной выработке инструментов обеспечения безопасности в рамках международного права.
Отмечена важность сокращения иностранного военного присутствия в регионе и выработки общих мер доверия между региональными и другими государствами для обеспечения стабильности и безопасности в Персидском заливе.
23. Президенты России и Ирана указали на необходимость скорейшего урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы политико-дипломатическим путем в рамках переговоров и диалога и выразили надежду на возможность нахождения долгосрочного всеобъемлющего решения.
По завершении визита в Иран Президент Российской Федерации В.В.Путин выразил благодарность Президенту ИРИ М.Ахмадинежаду за гостеприимство и тёплый приём и пригласил посетить Россию в удобное для него время. Приглашение было с благодарностью принято Президентом Ирана. Стороны условились согласовать сроки визита по дипломатическим каналам.